На возврат кредитов у вконец обнищавшей «незалежной» попросту нет денег
Украина собирается до 23 июня подать апелляцию на решение Высокого суда Лондона по делу о долге по еврооблигациям перед Россией в три миллиарда долларов. Тем временем, в дополнение к невыплаченному кредиту РФ требует от Украины еще 325 млн долларов за проценты по этим еврооблигациям.
Напомним, в декабре 2013 года РФ пообещал выдать Украине под скромные проценты 15 млрд долларов, потратить 6 млрд долларов на реконструкцию украинских АЭС (они производят до 50% электроэнергии на Украине, причем в 2018 — 2024 годах большинство реакторов на четырех АЭС должны быть модернизированы), платить миллиарды долларов в рамках сотрудничества с Укроборонпромом, а также держать свой внутренний рынок открытым для украинского металла, машиностроительной и аграрной продукции. К счастью или к сожалению, Кремль успел засунуть в карман убегающему в Ростов-на-Дону Виктору Януковичу только три миллиарда долларов. Это образно говоря. Деньги на самом деле пошли в украинскую казну, и позволили «незалежной» продержаться первые месяцы после победы «Майдана» (о чем, кстати, в 2015 году с легким удивлением заявила директор-распорядитель МФ Кристина Лагард).
Специально напомним, что долг был оформлен в виде двухлетних еврооблигаций по английскому праву. В рамках программы облигации на три млрд долларов были размещены на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 года и выкуплены РФ за счет средств Фонда национального благосостояния.
В декабре 2015 года Украина пропустила погашение кредита, предложив РФ лишь условия его реструктуризации. Это автоматически сделало эту страну банкротом, но МВФ пообещал выдавать ей кредиты и дальше (пусть и с большей волокитой). С января 2016 года в Высоком суде Лондона идет разбирательство, которое в апреле текущего года увенчалось… да, неожиданным решением суда рассмотреть дело в ускоренном режиме и принять… «пророссийское» решение (как его трактуют в Киеве).
Теперь нанятые Москвой юристы «куют железо» «не отходя от кассы». Как заявил на заседании в Высоком суде Лондона юрист компании The Law Debenture Trust Corporation, которая представляет российскую сторону, «…дополнительная резервная сумма в $ 325 млн за неисполнение ранее определенных судом трехмиллиардных платежей в пользу России должна быть удержана с Украины».
«Заседание суда было посвящено вопросу неисполнения Украиной выплат в размере $ 3 млрд и процентов по ним, а также выплате $ 325 млн за это неисполнение. Последняя сумма должна быть предоставлена украинской стороной либо доверительному управляющему, либо напрямую суду. И эта сумма будет удерживаться до конца процесса», — пояснил журналистам юрист этой компании. По его словам, невыполнение этого требования «повлечет наказание».
Естественно, украинская сторона будет долго, плаксиво и нудно бодаться с этим. Будут протесты, новые апелляции и так далее. Но по большому счету, деваться им некуда. Надо было в 2014 году не играть с партнерами из Москвы в подставки-ловушки, а просто разрывать дипотношения. А то ведь глупо выглядят аргументы: мол, РФ захватила территорию Украины, а сама Украина… да ничего, ведет странную АТО… и не в Крыму, а в Донбассе. А раз войны никакой между РФ и Украиной нет (как и нет военного положения, замораживания активов «врага», замораживания любого российского бизнеса на Украине, и его реквизиций), то с точки зрения английского суда все тип-топ. Есть договор, есть обязательства. Надо платить.
Это с одной стороны. С другой стороны — «незалежная» бедна, как церковная крыса. ВВП страны едва превышает 100 млрд долларов (почти в два раза меньше уровня 2013 года), экспорт государства с 2013 года обвалился почти в два раза — с 64 до 36 млрд долларов (при этом за прошлый год отрицательный баланс внешней торговли превысил 3 млрд долларов), средняя зарплата в стране — 180−200 евро (около 5−6 тысяч гривен) и даже ничтожный долг в 26,3 млн долларов перед ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) Киев оплатить не может уже три года! А ведь это только цветочки.
В 2017 — 2019 годах Украине предстоит выплатить до 12,5 млрд долларов внешнего и внутреннего (номинированного в валюте) долга, включая проценты. Общий же государственный долг страны (включая гарантированный государством и внутренний долг) составляет более 70 млрд долларов (из них внешний госдолг — 45 млрд долларов)! Откуда брать валюту стране, у которой до 45% в стоимости экспорта составляет аграрная продукция, цены на которую весьма волатильны? Одно дело кричать в соцсетях о «наших аграрных возможностях», а другое — наблюдать, что в I квартале 2017 года платежный баланс Украины отрицателен и там зияет дыра более чем в 1 млрд долларов.
Проще говоря, у Украины физически нет ни трех млрд долларов, ни 325 млн долларов для выплаты Москве. У нее вообще нет денег. Может, пора поскрести по сусекам?
Однако, и там почти пусто. Золотовалютные резервы Украины формально составляют более 17 млрд долларов, но «живых» денег там меньше трех млрд долларов — чуть более одного млрд долларов монетного золота и около двух млрд долларов валюты и депозитов. Так что пока представляется совершенно не ясным, как же нанятые РФ адвокаты будут истребовать от по-африкански нищей Украины задолженность. Источник