Президент Украины Петр Порошенко заявил, что проект «Северный поток-2» не преследует экономические или энергетические цели - он якобы придуман Россией исключительно для того, чтобы навредить Украине
Соответствующее заявление Порошенко сделал в ходе интервью украинским телеканалам 25 июня.
«Цель — лишить Украину двух миллиардов долларов, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы», — полагает глава украинского государства.
В ответ в «Газпроме» резонно отметили, что проект «Северный поток — 2» был задуман гораздо раньше, чем «Нафтогаз» обратился в Стокгольмский арбитраж.
«Здесь нечего комментировать, проект «Северный поток — 2» был начат задолго до процесса в Стокгольме», — сказал официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.
В пользу того, что вторая ветка «Северного потока» будет достроена, говорит решимость западных партнеров «Газпрома» отстаивать свои инвестиции. В том числе — политическими методами. Об этом в том числе говорит и раздраженная реакция канцлера Германии Меркель на новую порцию антироссийских санкций со стороны США, затрагивающих интересы европейских энергетических компаний, принимающих участие в строительстве Nord Stream 2.
Второй «Северный поток»
Строительство второй ветки «Северного потока» стало актуальным в конце 2014 года, когда болгарские власти с подачи Евросоюза заблокировали работы по Южному потоку.
18 июня 2015-го в рамках XIX Петербургского международного экономического форума представителями ОАО «Газпром»,«E.ON SE, Royal Dutch Shell, OMV AG были подписаны меморандумы о намерениях, предусматривающие сотрудничество компаний по проекту «Северного потока — 2». 31 июля к этим компаниям присоединилась BASF/Wintershall.
Подписание меморандумов совпало с увеличением загрузки первой очереди «Северного потока» до 94%. Завершение строительства новых двух ниток этого газопровода было запланировано на 2019 год. Их пропускная способность суммарно составит 55 млрд кубометров газа в год.
При нынешних объемах прокачки через украинскую ГТС (79,2 млрд кубометров за 2016 год) это означает, что Украина может претендовать менее чем на 15 млрд кубометров газа в год после полноценного запуска второй очереди трубы. С другой стороны, эксперты украинского ООО «Нефтегазстройинформатика» оценивают минимально реальный объем транзита после 2019 году в 30 млрд кубометров в год. Однако они признают: даже этого мало для прибыльной работы ГТС. Ведь для прокачки нужен дорогостоящий технологический газ, использование которого для работы компрессоров оправдано при достаточно большом объеме транзита.
Цена транзита как приговор
Украинская ГТС в ее нынешнем состоянии никому не нужна. Она устарела, стоимость ее модернизации сравнима со стоимостью прокладки «Северного потока — 2». В 2012 году премьер-министр Украины Николай Азаров оценивал стоимость модернизации украинской ГТС в $6 млрд, в 2016 году замдиректора российского Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач оценивал стоимость модернизации на уровне $7 млрд.
Расходы по прокладке второй ветки «Северного потока» оцениваются на уровне $9,9 млрд, при этом стоимость прокачки газа по ней на 22,2% ниже, чем через Украину ($2,1 против $2,7 за тысячу кубометров на 100 км), а в целом маршрут поставок газа по «Северному потоку» еще дешевле украинского.
«Стоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через территорию Украины при существующем транзитном тарифе», — заявлял глава «Газпрома» Сергей Миллер.
Он объяснил это тем, что эксплуатационные затраты по «Северному коридору», системе магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта», «Ухта-Торжок» значительно ниже, чем по «Центральному коридору», который идет в сторону украинской границы.
Фактически это приговор украинской ГТС, проигрывающей в экономическом плане более современному «Северному потоку». И это отлично понимают в «Нафтогазе».
Спасти украинскую ГТС
Украинская госкомпания уже заявила о готовности передать газотранспортную систему Украины западным операторам в обмен на запрет строительства второй нитки газопровода «Северный поток».
«Для того чтобы дополнительно обеспечить уверенность европейских покупателей газа в надёжности ГТС, Украина обсуждает совместное управление системой с ведущими западными операторами газотранспортных систем», — говорится в заявлении «Нафтогаза».
В то же время президент немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен считает, что Европа не должна решать проблемы Киева. Он напомнил, что на протяжении десятилетий Киев тратил миллиарды, полученные от европейских партнёров за транспортировку энергоресурсов, на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов. Результатом стало удручающее состояние газотранспортной системы Украины, подчеркнул Мерен.
«Есть только один поставщик, который может удовлетворить растущий спрос в Европе, — Россия», — констатировал президент Wintershall.
Еще до избрания Виктора Януковича президентом Украины широко обсуждалась идея создания трехстороннего консорциума Украина — РФ — ЕС по управлению украинской ГТС. Таким образом могли быть привлечены инвестиции на модернизацию и обеспечены существенные объемы транзита российского газа. Однако этот проект так и не был реализован, а теперь Украина и вовсе может остаться у разбитого корыта.
Чемодан без ручки
Как сообщил в своей статье для украинского еженедельника «Зеркало недели» генеральный директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский, на 1 июня 2017 года «Укртрансгаз» — подразделение «Нафтогаза», занимающееся транзитом — выполнил только 3% от годового плана капитальных инвестиций в ГТС.
Униговский также сообщает, что «Нафтогаз Украины» принял решение планировать в 2017 года капитальные инвестиции в ГТС с учетом «нулевого» транзита после 2019-го. Фактически это означает, что «Нафтогаз» не собирается тратить деньги на груду металлолома, в которую превратится ГТС после 2019 года, и сам не верит в ее перспективы.
В лучшем случае большую часть украинской ГТС ждет консервация. При этом ГТС интегрирована в украинскую газораспределительную систему, которая поставляет газ из магистральных газопроводов конечным потребителям в нескольких областях страны. А значит, после консервации ГТС десятки тысяч жителей страны рискуют остаться без газа.
Зарубежных же партнеров интересует, по сути, только подземные хранилища газа общим объемом около 31 млрд кубометров, которые обеспечивают стабильность поставок газа в зимний период, когда из-за холодов требуются дополнительные объемы голубого топлива.
Словацкая Eustream и итальянская Snam уже подписали с «Нафтогазом» меморандум, предусматривающий изучение возможностей совместного использования газотранзитных мощностей украинской ГТС. Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук полагает, что иностранный капитал готовится принять участие в покупке прибыльных активов Нафтогаза, и в этом ему должно помочь лояльное руководство украинской госкомпании в лице Юрия Витренко и Андрея Коболева.
«Будет создана международная компания, и в Киеве скажут: это не мы сотрудничаем с «российским агрессором» в вопросе транзита — все вопросы к Меркель или, там, Макрону. Тем временем деньги будут «уплывать» из Украины на счета международных компаний», — рассказал Корольчук.
Так что все заявления Порошенко о том, что Россия «мстит за Стокгольм и антикоррупционные реформы» не более чем дымовая завеса, которая должна скрыть фактическое уничтожение властями очередного украинского стратегического актива. Следствием этого может стать в лучшем случае очередное повышение коммунальных тарифов, а в худшем — большей части жителей Украины придется отапливать свои дома дровами и другими альтернативными источниками энергии.