Цитата: 753 от 02.07.2017 07:09:292 июля 1933 открыт для судоходства Беломорско-Балтийский канал длиной 227 км – связал Балтийское и Белое море.
Картина «Сталин, Киров и Ворошилов на Беломорканале». Только первоначально она должна была называться "Сталин, Киров, Ворошилов и Ягода на
Беломорканале". "
Репродукции с нее широко использовались в альбомах, книгах, календарях, висели в городских и сельских клубах. Старшее поколение водников эту картину хорошо помнит. Автор народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Дмитрий Аркадьевич Налбандян в начале 90-х годов рассказывал о своей работе над ней.
Идею картины подсказал старый большевик и партийный пропагандист Емельян Ярославский, который был в то время членом Президиума и секретарем Центральной контрольной комиссии ВКП(Б). Он дал Налбандяну бумагу в ОГПУ, к Г. Ягоде. На Лубянке Ягода встретил художника недоверчиво: «Вы такой молодой, разве можете такую картину написать?» «Почему нет, ответил я, -- вспоминал Налбандян. – Конечно, могу!» «Ну, тогда поезжайте, -- согласился Ягода, -- я через недельку подъеду».
Молодой художник приехал в Медвежью Гору, увидел «очень много арестованных», театр «с хорошими актерами, сосланными по политическим соображениям», сделал около ста этюдов. Приехал Ягода, которому работа художника понравилась. Оказалось, что в задуманной картине, рядом с вождем, непременно должен быть и он, Генрих Генрихович Ягода, один из руководителей ОГПУ НКВД. С него в Медгоре Налбандян тоже сделал этюд.
В Москве работа над картиной была продолжена. Позировать приезжал Ворошилов в белом кителе. Охранник Сталина Власик привез его сапоги и костюм. Налбандян нашел на площади Ногина грузина, пригласил в студию, одел «под Сталина» и заставил позировать натурщиком. И вот когда полотно «Сталин, Киров, Ворошилов и Ягода на Беломорканале» размером два на три метра было почти готово, произошло событие, поставившее на грань срыва все задуманное.
--Утром читаю в газете: «Враг народа Ягода». Что делать?! Срочно звоню Ворошилову, прошу приехать. Он приехал, посмотрел: «Замечательная картина!» – а потом говорит: «Я уже знаю, что надо сделать. То место, где Ягода, вы замажьте. Тут на переднем плане перила, вы на них накиньте плащ. Будто это мой плащ. А чтобы не отнимать у вас времени на техническую работу, я вызову реставраторов».
И по приказу Ворошилова вызвали реставраторов из Третьяковки, они все подчистили. За два дня картина подсохла. И я ее выставил. Она большим успехом пользовалась...
Если вот так запросто, с легким сердцем могли «замазать» заместителя председателя ОГПУ СССР, то что говорить о людях попроще? То есть о всей остальной стране. К слову, и сама картина «Сталин, Киров и Ворошилов на Беломорканале» не так уж и долго удержалась на парадных стенах. После гибели Кирова (1934) официальные власти в партии к ней несколько охладели, но после ХХ съезда КПСС (1956), развенчавшего культ личности Сталина, и вовсе убрали в запасники, а репродукции заставили вымарывать из альбомов и книг. «Замазывать» уже было некого.