Цитата: бульдозер от 07.07.2017 17:50:07Zkvxz! Отличный текст! Единственное моё замечание - Правильно нужно читать (и это ВАЖНО - ибо так принято в массе различных печатных дискурсов по этой теме - в первую и главную очередь - с Нилом Сорским) не Иосиф Волоколамский, а Иосиф Волоцкий. Волоколамский - не ошибка, просто типа второго имени. Но на этом некоторые читатели "ловятся", в том плане, что происходит вроде как "раздвоение святых".
тоже хотела сказать -
ЦитатаИз послания Геннадия Новгородского к Иоасафу Ростовскому и Ярославскому видно, с какой тревогой обсуждался в 6997 г. этот вопрос,-- за три года до рокового срока. Геннадий просит Иоасафа, "да чтоб еси послал по Паисия да по Нила (крупные авторитеты того времени в вопросах веры), да с ними бы еси посоветовал" "придут три лета, кончается седмая тысяща". Ино и яз слыхал у Алексея: "и мы де тогды будем надобны. Ино еретицы себе надежно чинят, да и "Шестокрылие" есми учил того для и обретох в нем ересь".
у Иосифа Волоцкого и ранее были некие расхождения с Нилом Сорским
в частности о методах и уставах монастырей
Иосиф был последовательным и решительным сторонником монастырей хозяйствующих и имеющих во владениях земли дома и прочее добро
и не только по месту нахождения монастыря
монахи должны трудиться и зарабатывать свой хлеб! не только на подаяния жить - примерно так
Нил Сорский же придерживался позиции нестяжательства и отречения
по его мнению монастыри могли существовать только на пожертвования - иначе от монахов мало толку - все время на земные труды и помыслы уйдет
молиться за людей и только - может несколько утрировано
кто был прав?
Иосиф трудами создал крепкие оплоты государства и не в самых благополучных местах
а крепкие монастыри да с дружинами это заставы и охрана страны
кмк его яростное преследование ереси жидовствующих (Максим Грек тоже один из приглашенных пострадавших и отсидевших за участие) - это огромное беспокойство за вдруг! возникшую оппозицию
по его мнению в основном руками и стараниями заезжих и приглашенных спецов
стремительностью распространения их влияния на (как нынче говорится) высшие эшелоны власти
которое он и счел необходимым выжечь да так чтобы неповадно было стоящим близко к трону
Нил Сорский уклонился - не стал вовсе участвовать в этих процессах
кстати вопрос о нестяжательстве вызывавшем столько разночтений удивительно перекликается с такими же спорами на западе примерно в то же время
"имел ли Иисус мошну?" - и те кто отрицал такую возможность и там и тут потерпели поражение
степень влияния по их мнению должна быть подкреплена теми самыми потоками о которых говорит ув.Бульдозер
но обращает внимание и та позиция с которой авторы пишут о проблемах борьбы с ересью
изложение и их симпатии однозначно и всегда (некие передачи были и у тв на "Культуре") на стороне потерпевших ересантов
опасность возникновения фронды непосредственно у трона они рассматривают как чушики
а вот что пострадал "просвещенный" контингент также однозначно в грехи и преступления Иосифа Волоцкого