Сизиф ( Практикант ) | |
09 июл 2017 23:34:47 |
Цитата: adff от 09.07.2017 21:44:24Спасибо за доброе слово!
К сожалению проблема системная и любое давление будет вызывать все большую нацификацию данных территорий. Контроль над экономикой и экономико-финансовыми потоками создает политическую власть. Белоруссия и Украина в полной мере наследовали советский принцип территориально-производстенной организации политической власти, что заставляет их реагировать однотипно на возникающие политические вызовы.
Вспомним как функционировало СССР. В СССР трудящиеся организовали партийные ячейки. Партийные ячейки объединялись по территориальному принципу. Далее территориальные партийные ячейки делегировали представителей на союзный уровень, и там эти представители формировали все органы союзной власти. В СССР к концу 1940-х сформировалось две точки кристаллизации союзной власти: а. Ленинград (колыбель Революции), который объединял большую часть (но далеко не всех) областных представителей РСФСР, и б. Днепропетровск (центр советского тяжмаша) который контролировал республиканских и областных представителей УССР. Хотя РСФСР в одиночку давал около 50 % представителей, но благодаря отсутствию республиканской партии РСФСР Ленинградские были примерно равны с Днепропетровскими по политической силе и сохранялся определенный баланс.
В 1949 Сталин по не совсем понятной причине разгромил Ленинградских, что вывело к усилению Днепропетровских. Это, и поддержка армии и достаточно грязные методы давления на ХХ съезде позволило Днепропетровским поставить Хрущева на пост генсека в 1956. Просчеты Хрущева привели к его фактическому смещению в 1961, но борьба бульдогов создало патовую обстановку. Вокруг Днепропетровских объединились Украина (в те времена центр промышленности СССР) и все малые братские республики и красные директора. Вокруг Ленинградских объединилось почти все РСФСР и силовые структуры, которых Хрущев кинул. Силы были равны. Только к 1964 стороны создали консенсус, был поставлен компромиссный Брежнев, который гарантировал дал всем заинтересованным лицам достаточные гарантии. Начался период застоя.
Днепропетровские лоббировали а. высокие закупочные цены для своих красных директоров, и б. низкую стоимость сырья. Ленинградские лоббировали ассигнации армии. Система хотя теряла в производительности, но была вполне функциональной пока а. хотелки директоров жестко ограничивались достаточно ограниченными возможностями СССР, и б. сырье было ровно распределено по всей стране. Ситуация изменилась резко в 1970-х, когда были открыты крупные месторождения нефти и газа в Западной-Сибири, а в мире начался первый нефтяной кризис и взлет цен на нефть. Шальная иновалюта потекла в страну. Днепропетровские имея первое слово с союзном руководстве перенаправили эти потоки и связанные с ними инвестиционные проекты в пользу своих клиентов; на Украину, в Прибалтику и на Южный Кавказ через резкое завышение закупочных цен товаров из этих республик (+для республик, -для РСФСР), и одновременно занижения внутри-союзных стоимостей энергоресурсов (+для республик, -для РСФСР). Дешевое сырье и высокие продажные цены полностью убило рост производительности в СССР (зачем что-то улучшать, если и продавая полный мусор можно заработать), с 1974 по 1982 производительность в СССР либо стагнировала либо падала.
Ленинградским ситуация явно не нравилась. Одновременно с этим политический вес РСФСР в общесоюзных политических раскладах резко вырос, т.к. новые нефтяные провинции, сибирские промышленные кластеры давали больше коммунистов. Украина же превращалась все больше в ржавый пояс и теряла свое звание жемчужины промышленности СССР. В 1982 на место генсека был избран Андропов от Ленинградских. Первым делом Андропов начал работу по увеличению эффективности экономик союзных республик: ниже закупочные цены (-для республик, +для РСФСР), выше цены на ресурсы (-для республик, +для РСФСР). Кроме этого он начал смещать особо неэффективных красных директоров, многие из которых сидели на своих местах с 1940-х.
Андропов скоропостижно скончался в 1984. Его преемником должен был стать Романов от Ленинградской партийной ячейки. Он был жестким руководителем и планировал довести все реформы Андропова до 1990 года (ИМХО Путин его реинкарнация). Вот только Днепропетровских это абсолютно не устраивало. В нарушение всех регламентов и.о генсека был поставлен смертельно больной Черненко, и чрезвычайный аппарат из Днепропетровских отстранил Романова и многих Ленинградских, и одновременно передал множество полномочий на республиканский уровень, включая республиканские КГБ, МВД, многие предприятия Союзного значения, самое известное из которых Чернобыльская АЭС. Это значительно ослабило союзное руководство, т.к. многие рычаги были от него отобраны и переданы; — это не усилило РСФСР, так как у нее не было республиканского уровня, и это временно уничтожило возможность Ленинградских диктовать на выборах генсека. Генсеком был выбран кандидат от РСФСР (номинально от Ленинградских) но с сильными завязками на Днепропетровских и со слабыми способностями аппаратчика и организатора, товарищ Горбачев.
В 1986 Горбачев по факту контролировал только РСФСР. Его попытка взять под контроль КазССР с 40 % русским населением аппаратными методами назначением Колбина секретарем КазССР кончилась Желтоксаном, и отзывом Колбина. Республиканские власти для давления на центр начиная с 1983-84 с помощью подконтрольного КГБ стали подкармливать местных националистов (а таких всегда 5-10 % населения), собрали их и организовали их. В том же Киеве наступление на русский язык началось как раз в это время. Когда пришло время — националистов быстро вывели на улицы и Центр оказался перед выбором; — либо отвечать силой с риском поиметь гражданскую войну либо отступить и пытаться договорится с автономным республиканским руководством. Тут надо отметить, что республиканские элиты правильно просчитали Горбачева — тот отступил.
В 1987 Горбачев решил вернуть контроль политико-экономическими методами с помощью перестройки и гласности (немного доработанная программа Андропова-Романова). Экономика СССР пошла окончательно в разнос — делегация полномочий республикам привела к расбалансировке работы Госплана. Он просто перестал получать реальные данные с мест. Одновременно головопятство республиканских функционеров нарушило функционирование предприятий, самый яркий пример ЧАЭС, и привело к неконтролируемому разрастанию денежной массы в результате обналички. Возникшие финансовые дыры затыкались из бюджетов РСФСР. Начался всеобщий дефицит. Республики же теперь получали только дотации. Горбачев стал пытаться ввести рынок, чтобы хоть как-то сбаласнировать разваливающуюся экономическую систему. Требовалась система контроля, независимая от административных границ. Рынок сработал великолепно, ... с точки зрения республик. Они стали покупать у РСФСР и у оставшейся гос.собственности все по гос.ценам, а продавать соответственно по рыночным. Грабеж РСФСР стал неконтролируемым, а дефицит всепоглощающим.
В 1988 Горбачев и Союзное руководство потерало контроль над последней республикой, взбутновалась уже РСФСР. На первый план РСФСР выдвинуло Ельцина и КПРСФСР, которая потребовала те же права, что были у остальных республиканских партий. В результате СССР стал институциональным фантомом и Горбачев стал чем-то типа председателя ООН. Громкая должность и ноль власти. В 1988-1990-м РСФСР резала межреспубликанские финансовые связи для минимизации административного грабежа со стороны республик. Западные товарищи точно поняв обстановку, стали подкидывать Союзному руководству дешевые кредиты и обменивать их на политические уступки.
В 1990 РСФСР более менее консолидировала власть внутри и встал вопрос взаимодействия в рамках СССР, т.е. по факту речь пошла о фактическом восстановлении общего государства. Республики не доверяли друг другу после 4-6 лет экономическо-финансовых войн (суверенитет наше все). СССР и его центральная власть была уже 3 года как фикция. При этом РСФСР представляла 70 % экономики СССР и начала тихо экономически подминать остальные республики. Малые республики Прибалтики, Кавказа и Молдавия начали попытку отсоединения. Это уже не устраивало Днепропетровцев, т.к. развал СССР лишал их власти. С другой стороны текущее положение с сильной РСФСР также лишало их власти. Этот Гордеев узел Днепропетровцы постарались разрубить организовав референдум марта 1991 — СССР сохранялся, но РСФСР делилась на 16 или возможно даже более новых республик. РСФСР в апреле 1991 отказалась самораспуститься. В августе 1991 Днепропетровцы от Союзной власти попытались организовать ГКЧП и опираясь на свои родные территориальные ячейки и связанные с ними армейские соединения и КГБ снести консолидированное руководство РСФСР и превратить Союзную власть из фикции опять в явь.
Вот только консолидированные политические (уже не партийные) ячейки РСФСР почти единогласно отказались подчинятся ГКЧП. Видя такое единодушие политические ячейки прочих Союзных республик самоустранились, а местные националисты так любовно пестуемые республиканскими КГБ начиная с первой половины 1980-х и превратившиеся во вполне влиятельные силы использовали ГКЧП для удаления про-Советских элементов их территориальных единиц. Так на Украине во власть поднялся националист Кравчук, а в Белоруссии националист Шушкевич и т.п. Большая часть умеренных была вычищена. В сентябре 1991 эти националисты инициировали выход Украины и соответственно Белоруссии из СССР, и от России. РСФСР, которая в отличие от прочих республик до сих пор не контролировала ни КГБ ни армию, и ... просто смотрела. Тогда вообще существовал риск, что Кравчук рискнет попытаться взять «исконно украинский Ростов, Белгород и Краснодар», а Шушкевич Смоленск. К счастью оба аппаратчика были диво трусливыми.
После развала СССР политические системы России с одной стороны, и Белоруссии и Украины с другой стороны стали развиваться абсолютно по разному. В России в 1992 сформировалось двоевластие: і. федеральные власти созданные вокруг Ельцина, іі. советские старые союзные власти вокруг Верховного Совета. Федеральные власти созданные вокруг Ельцина уничтожили и переварили в себя старые Советские союзные власти в рамках кризиса 1993 года. После этого в России сформировались самостоятельный федеральный центр к 2001 распространивший свою власть на всю страну, и полуавтономные регионы. Как федеральная структура так и регионы самостоятельно формируются и взаимодействуют в рамках раздела полномочий, и федеральный центр имея абсолютное аппаратное преимущество способен направлять регионы в достаточно широких рамках без политических экономических вливаний, экономических и дотационных уступок в рамках единого плана, что во много позволило российской экономике конкурентно развиваться и увеличивать свою эффективность.
В Белоруссии и на Украине сохранились старые советские республиканские структуры, где региональные ячейки делегируют своих представителей в центр и они формируют власть. На Украине региональные ячейки перешли к 1996 во власть олигархов, и партийные представители заменились на олигархических представителей. В Белоруссии региональные ячейки сохранились у номенклатурных красных (ныне красно-зеленых) директоров. Националистов, инструмент 1980-х скинули к 1995 и заменили Кучмой и Лукашеной соответственно, т.к. их аппаратная сила была малой, при этом их сохранили как эффективный инструмент. Такая система позволила как олигархам на Украине так и номенклатуре в Белоруссии продавать свою политическую силу за деньги политикам в центре, и получать уступки, дотации. С одной стороны это законсервировало все недостатки советской системы, в том числе минимизировало способность системы к увеличению производительности, но с другой позволило значительно более широкие возможности для обогащения для людей в теме.
Отсюда же и страх украинских олигархов и белорусской номенклатуры перед Россией и российской системой. Будучи менее эффективными и сильнее завязанными на политические дотации, они вполне обоснованно считают, что открытие инвестиционного рынка приведет к переходу активов в руки российских игроков. В условиях формирования местной внутренней политический системы на базе территориальных экономических единиц, это по факту передает политическую систему частями под контроль России. Для олигархов/номенклатуры потеря актива на сторону означает потерю соответственной политической власти, и возможности России непредвиденно (=с риском для местных игроков) влиять на внутреннее распределение/нераспределение дотаций и поощрений, и соответственно влиять на финансово-экономическое состояние местной элиты, что ее в значительной мере пугает. При этом надо отметить, что вхождение западных фондов так не пугает так как считается (ИМХО необоснованно), что западные фонды не будут входить на внутреннюю политическую кухню, и также делегируют управленческие полномочия на местный уровень.
Такой страх заставил Украину всячески пропагандировать тезис «Украина - не Россия», особенно начиная с середины 1990-х, когда стало понятно, что Россия вопреки тогда бытовавшим ожиданиям не распадется. Для этого местные олигархи аккуратно поддерживали и всячески уберегали местный националистический актив собранный еще в 1980-х, и проводили вначале мягкую а потом все более явную демонизацию России. Со времени националистический актив стал модным и вполне приемлемым и его доля стала расти по всей стране. Давление на русский язык объединяло его с 1980-х, но так как «достижения» по ущемлению русского языка были сильно растянуты во времени, то наступление происходило синхронно с разрастанием националистического актива и это не позволяло оппонентам эффективно противостоять этому. Кроме этого противодействующие этому активисты воспринимались местными власть-имущими как риск для их благосостояния, и всячески фрагментировались и убирались с политического поля. Первый раз националистический актив показал самостоятельную силу во время Оранжевой Революции 2004 года. Тогда крупнейшие олигархи востока Украины договорились с Россией о крайне выгодном для этих олигархов экономическом взаимодействии, — но малые олигархи запада, юга, юго-востока и центра и оперившийся актив при по факту минимальной в основном организационной поддержке Германии и США смогли по факту провести переворот. Это оказало колоссальное негативное воздействие на Украинскую экономику, что позволило в 2006-10 публично «про-Российским» силам вернутся во власть, но это не смогло сломить тенденцию национального строительства и увеличения националистического актива; — ибо модно, просто и выгодно, и пользовалось поддержкой всех территориальных политических ячеек, которые «не хотели варягов». Любая попытка России возобновить взаимопроникновение встречало все большее противодействие.
В Белоруссии ситуация началась с задержкой примерно на 15 лет. После 1994 белорусские власти не распродали госсобственности местным олигархам, и в отличие от украинской стороны поддерживали определенный рост эффективности, что позволяло белорусским властям и номенклатуре верить, что именно они а не россияне подвинут и купят оппонента. Вот только экономический рывок России 2002-08 убил эти мечты, и где-то в 2006 году в Белоруссии началось такое же национальное строительство, какое на Украине проводилось с 1992. По времени это совпадает с началом попыток Российского бизнеса аккумулировать активы в Белоруссии. Тогда же Белоруссия стала активно искать способ спрыгнуть от России. На любое давление усиливалась истерика со стороны номенклатуры в отношении России, анти-Российская пропаганда, и усиление «национального самосознания» и особенно особо националистичных представителей этого сознания.
бульдозер ( Практикант ) | |
10 июл 2017 06:16:08 |
Цитата: Сизиф от 09.07.2017 23:34:47
Senya ( Практикант ) | |
10 июл 2017 06:21:07 |
Цитата: Сизиф от 09.07.2017 23:34:47
бульдозер ( Практикант ) | |
10 июл 2017 06:28:24 |
Цитата: Senya от 10.07.2017 06:21:07
Senya ( Практикант ) | |
10 июл 2017 06:43:02 |
Цитата: бульдозер от 10.07.2017 06:28:24
Цитата: Senya от 27.05.2011 21:21:36
Удаленный пользователь | |
10 июл 2017 11:16:49 |
Цитата: Senya от 10.07.2017 06:43:02