Немного рассуждений по вопросу: почему пути государственного строительства после распада СССР в России и на Украине пошли так по-разному. Различия в поведении очевидны, однако трудно "ухватить" суть этих отличий.
Например:
Я как-то сравнивал электоральные процессы в России и на Украине в 1993-2003 гг. (
12 февраля 2016, 17:07:44). Меня поразило, что начиная с самых первых выборов в России парламентские партии четко разобрались, кто из них "партия власти", кто - оппозиция, и предельно добросовестно и дисциплинированно исполняли свои роли. В противоположность этому на Украине какое-то время царил полный хаос, потом из "первичного бульона" образовались партии - представители конкретных олигархических групп, и тут же вступили в смертельную борьбу друг с другом и государственной властью. Понятно, что в депутаты и в России, и на Украине идут всевозможные проходимцы. Понятно, что и в России, и на Украине они говорят то, что хотят слышать потенциальные избиратели. Но по какой-то неведомой причине один и тот же механизм (выборы) в одном случае привел к установлению сильной власти, а в другом - к полному развалу? Я так и не смог предложить никакого объяснения.
Можно предположить, что в России и на Украине к президенту, депутатам, вообще к государственным служащим предъявляют в чем-то разные требования. Тогда можно понять, почему в ходе естественного политического отбора в России и на Украине сформировалась настолько разная власть.
Попалась мне внушительная работа Миронова Б. Н. «Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.)». Есть там глава VI. «Крепостное право от зенита до заката: зарождение свобод и частной собственности». И навела меня эта работа на некоторые мысли.
Автор весьма обстоятельно подходит к вопросу: а что такое, собственно, крепостное право? Разобравшись с этим, переходит к конкретным фактам, характеризующим положение главных сословий в начале XVIII в. И получается у него следующее: «В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния».
Про теорию «государева тягла и службы» я, конечно, слышал, но приводимый ниже текст меня все равно впечатлил. Прошу прощения за пространное цитирование:
В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния. Все дворяне были обязаны нести государственную службу, военную или гражданскую, начиная с 15 лет и непременно с самого низшего ранга, в армии — с солдата. Служба была бессрочной — до болезни или смерти. Две трети членов каждой фамилии должны были состоять на военной службе, одна треть — на гражданской. Дворянство предпочитало военное поприще, которое считалось более престижным и скорее обеспечивало карьеру. Каждый дворянин был приписан к полку или государственному учреждению, где он проходил службу. Тяжесть службы порождала массовое укрывательство дворян от явки на службу и смотры, так называемое нетство, с которым правительство боролось с помощью жестоких кар, начиная со штрафов и телесных наказаний и кончая конфискацией имущества и «шельмованием» — лишением всех прав состояния. Например, в 1711 г. 53 офицера, не явившиеся после отпуска в полк в Киевскую губернию, были лишены поместий, а их жены с детьми были выселены из имений. По указу 1720 г. дворянам, уклоняющимся от службы, грозили наказание кнутом, вырывание ноздрей и вечная каторга. Имена таких дворян прибивались к виселице с барабанным боем для всеобщего известия. Доносчики на уклоняющихся от службы получали вознаграждение из их имущества; укрыватели же строго карались. Военная служба была настолько тяжелой, что некоторые дворяне предпочитали записываться в купцы или даже в крестьяне, чтобы только от нее избавиться.
Наряду с обязанностью нести государственную службу дворяне должны были получить образование, неграмотным запрещалось жениться. Обладание основами знаний сделалось необходимым условием для успешной карьеры. В обязанности дворянина входили также поддержание своей служебной годности, подготовка к службе своих детей, которые регулярно проходили смотры-проверки, осуществление управления своими крестьянами, которое включало вотчинный суд и полицию, сбор государственных налогов, социальное призрение и др. Для управления имениями дворяне получали отпуск со службы на известный срок с обязательством явиться обратно по первому требованию. По воле государя любой дворянин был обязан изменить место жительства, и это право Петр I при надобности использовал, например при заселении Петербурга, когда десятки дворянских фамилий были вынуждены переселиться из родных мест на отведенные им участки земли с обязательством в указанный срок построить усадьбу.
Дворяне не освобождались и от телесного наказания и терпели розги, палки и плети наравне с «подлыми людьми». Вот одна характерная иллюстрация. В 1722 г. во время производства переписи населения, или ревизии, в Великолукской провинции по подозрению в утайке от переписи людей в полном соответствии с царским указом были подвергнуты пытке и биты кнутом или батогами 11 дворян и 85 крестьян, из них от побоев умер один дворянин и 10 крестьян; арестованы 7 дворян и 6 дворянских жен и детей, из них один скончался от ужасных условий содержания. Как видим, дворянство подвергалось столь же жестоким наказаниям, как и крестьянство. Но в отличие от лиц податных состояний, так называемых подлых людей, дворяне не платили прямых налогов, были освобождены от всех видов денежных и натуральных повинностей как в пользу государства, так и городских и сельских общин, поскольку считалось, что вместо них они несут службу. Дворянство не имело полных прав собственности ни на землю, ни на крепостных. Меньшая часть дворянства владела землей и крепостными на правах вотчинной собственности, большая часть — на правах поместной собственности. Между этими видами собственности имелись сходство и различие. И за вотчину, и за поместье дворяне были обязаны нести «государеву службу» в соответствии с размерами землевладения и числом крепостных. Вотчинное право в отличие от поместного включало право владеть и распоряжаться землей и крепостными, но государство ограничивало права наследования, распоряжения и пользования вотчинной собственностью: все сделки с вотчиной совершались с санкции государства, ее следовало передавать по наследству в род, а не по желанию вотчинника; если вотчина уходила из рода, то представители рода имели право родового выкупа. К началу XVIII в. произошло бытовое сближение этих двух видов собственности, хотя они и не стали тождественными. Помещики продавали, передавали по наследству, меняли свои поместья, но все сделки совершались с разрешения государства и в строгих рамках: например, продать можно было лишь другим помещикам, которые вместе с землей приобретали все те обязанности, которые лежали на ее прежнем владельце. Реальное расширение прав не было зафиксировано в законе. Говоря строго юридически, помещики продавали, передавали по наследству, меняли и т. п. лишь право пользования своим имуществом. Современники прекрасно сознавали различия между вотчиной и поместьем, что отражалось в ценах на них: вотчины стоили дороже.
Можно вполне согласиться с историком русского дворянства А. Романовичем-Славатинским, который утверждал, что дворянство при Петре I «находилось почти в такой же крепостной зависимости от правительства, в какой от него (дворянства. — Б. М.) — крестьяне». Следует иметь в виду, что при первом императоре государственное закрепощение дворянства, как и других состояний, достигло своего апогея, хотя в общих чертах произошло во второй половине XVI—первой половине XVII в.
Положение стало меняться в XVIII веке. Манифестом от 1736 г. Анна Иоанновна сократила срок обязательной службы с бессрочной до 25 лет, освободила одного из нескольких сыновей или братьев в семье от службы, установила возраст поступления на службу в 20 лет. В 1762 г. Петр III издал Манифест о вольности дворянской, который освободил дворян от обязательной службы государству. Екатерина II подтвердила Манифест Петра III и увеличила личные права дворян в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г. Постепенно прав у русского дворянства становилось больше, обязанностей меньше. Оно стало все больше походить на «привилегированное сословие» без кавычек.
Но как бы то ни было, XVII век еще крепко сидит у нас в подсознании. Тем более, что как этическая норма обязательность службы для представителя правящего класса или «привилегированного сословия» пережила манифесты Анны Иоановны, Петра III и Екатерины II. Президент России, принимая присягу, «клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Согласитесь: «служить» и «честно выполнять обязанности» – не одно и то же. Служить – это «все свои силы и знания отдать» (из присяги губернатора Омской области), а не просто «честно выполнять обязанности» пусть даже «to the best of my ability» (это из присяги Президента США, что можно перевести как «насколько позволяют мои способности»). В общем, наш XVII век по-прежнему с нами.
Вот только у украинцев был другой XVII век. Посмотрите, такую, например, выборку:
22 июня 2017, 13:47:11. И XVIII век был другой - Новороссия вошла в состав Российской империи по Ясскому миру 1791 г., Правобрежье - по итогам разделов Речи Посполитой 1793 и 1795 гг. Т. е. Украина вошла в состав уже совсем «другой» России. В этой России представителей «привилегированного сословия» уже не били кнутом, не рвали ноздри, им уже не приходило в голову от тягот службы записываться в крестьяне. Даже Малороссия - левобережная Украина, в составе России с 1686 г. (Вечный мир), «настоящей» «государевой службы» почти не застала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Народ, который считает себя украинцем, учит историю Украины как свою историю, неизбежно разрушит свое государство и приведет свою страну к катастрофе.