Как часть отчета о недавней вылазке в родные края: всего-то 650 км строго на восток от Первопрестольной мой Горномарийский р-н со столичным градом Козьмодемьянском. Всего-то 23-тысячник, но городок с интереснейшей историей. Как укрепление Российской Империи для контроля края после взятия Казани, Козьмодемьянск ведет историю с 1583-го — детище Ивана Грозного. Корни марийского городка (тогда и несколько сот дворов могли называться городом) Цикма" теряются в глубине веков. Что поразило: если в 50-60-х само слово Цикма" было известно только историкам, и Козьмодемьянск местные марийцы называли просто Хала (Город), намного реже Кузьма, и если в 80-90 практически победило Кузьма, то сейчас неожиданно часто звучит Цик-Хала.
К черту подробности, перейду к трем фотографиям:
О староверском храме Преображения Господня на ветке было достаточно много. У меня были наполеоновские планы поговорить с настоятелем, но все, что мог сделать — это засунуть объектив меж створок запертых ворот. Я попытался найти настоятеля в городе, но мне объяснили, что ничего не выйдет, так как он появится только через два дня.
Колокольня построена при реставрации храма в 2000-х, чтобы оценить реставрацию, посмотрите на состояние строения в конце 90-х на снимке ниже
История реставрации на ветке была освещена подробно. Храм окружен жилой застройкой, вот еще один снимок с другого ракурса
Расположен он в бывшей Ямской слободе, ставшей потом пригородом Юркино. И в метрах 50 от него был храм Тихвинской (в просторечии Тифинской) Богоматери, который до недавнего времени был известен как пивзавод. Инициативная группа по его реставрации сложилась в конце 2000-х, первые работы начались в 2012 с атаки на бродильные чаны — бетон был отменного качества!
Это изумительный образец народной стройки. На субботники и воскресники ездили даже ставшие москвичами. С прошлого года над куполом вознесся крест, но работы еще непочатый край, мой снимок дает только бледное впечатление
Требуется заметное воображение, чтобы понять, как здание храма отчленили от одного из цехов бывшего пивзавода. Можно догадаться, что цех этот снесен. И можно догадаться, что хотя к началу работ пивзавод не работал уже десяток лет, но у строений и бродильных чанов все еще были собственники, за свою собственность стоявшие горой.
Даже самые воинственные безбожники не могут не признать культурно-воспитательную роль такого восстановления храмов, когда в стену ложится твой именной кирпич