Цитата: a1965 от 30.07.2017 17:38:03О сколько нам открытий чудных готовит пересмотр лживых хрусчевской поры набросов на историю и на Сталина. . и на рельные поступки всяких мандельштамптов
В. Кожинов. Россия.Век ХХ (1901-1939гг) М. Эксмо. АЛГОРИТМ.2005 .с.342 Цитата: " ...Мандельштам вступил в острейший конфликт с новой властью только во время
коллективизации , которую он воспринял как разрушение самих основ русского бытия, что и выражено. например, в его стихотворении 1933 года - года, когда тотальный голод поразил черноземные области страны:
. Природа своего не узнаёт лица,
. И тени страшные Украины, Кубани....
. То есть коллективизация предстаёт как всеобщая -
космическая- катастрофа, сокрушающая и народ, и даже природу...Тем самым Мандельштам оказался в прямом конфликте не только с властью, но и с основной и господствовавшей частью тогдашней литературы. ...
. Между прочим, нередко можно встретить ложное утверждение, что -де Мандельштам явился единственным поэтом, осмелившимся написать антисталинские стихи. Верно другое: он был единственным выступившим против Сталина поэтом
еврейского происхождения. И, по свидетельству вдовы поэта, Борис Пастернак " враждебно относился к этим стихам... "Как мог он написать эти стихи - ведь он еврей!.."" Да, даже для Бориса Леонидовича тогдашнее- высокопривилегированное - положение евреев в СССР как бы "перевешивало" трагедию русского крестьянства...
. Здесь целесообразно напомнить широко известные и чрезвычайно показательные фразы Эренбурга из его позднейших воспоминаний "Люди, годы,жизнь" о времени писательского съезда 1934 года, накануне которого Мандельштам как раз и был репрессирован: "... моё имя,-констатировал Илья Григорьевич,-стояло на красной доске, и никто меня не обижал. Время было вообще хорошее, и мы все( обратим внимание на это "мы все".-В.К.) думали, что в 1937 году, когда должен был по уставу собраться Второй съезд писателей, у нас будет рай".
Перед нами по-своему замечательное "саморазоблачение" человека "
либерального" образа мыслей. Можно понять и , как говорится простить длинную речь Эренбурга на писательском съезде,- речь, в которой на все лады восхвалялась, по его определению глубокая человечность нашего социалистического общества",- невзирая ни на только что завершившуюся трагедию коллективизации, ни на недавний арест "коллег" по литературе - Клюева и Мандельштама. Тогда , в 1934 -м, могли иметь место непреодолимые иллюзии. Но приведённые выше фразы написаны в 1960-х годах, когда, казалось бы, всё было ясно...
. И суть дела в том что для
"либеральной" идеологии, фундаментом которой является принципиальный
индивидуализм, абсолютизация личности, типичен именно такой подход к положению в обществе: раз " моё имя"( и моих друзей) на "красной доске" и "никто меня"( и моих друзей) " не обижает", -значит, время вообще "хорошее"! .....
. .... ордер на арест Клюева и , через три с половиной месяца, Мандельштама подписал один и тот же зампред ОГПУ Я.С. Агранов, а допросы их вёл один и тот же Н.Х. Шиваров... Между тем Шиваров... был выходцем из Болгарии, то есть " коммунистом - интернационалистом", каковых в составе ВЧК-ОГПУ имелось множество....
. ... некто С. Розенталь на страницах самой "Правды"( 10 августа 1933 года) заявил, что "от образов Мандельштама пахнет.... великодержавным шовинизмом"
. Итак, О.Э. Мандельштам - "шовинист", и. разумеется, дело идёт не о еврейском, а о русском "шовинизме". Это обвинение было выдвинуто "главной" партийной газетой, редактируемой тогда Л.З.Мехлисом, который , между прочим" до 1918 года был членом сугубо " национальной"
еврейской партии "Палей Цион"... И Розенталь и Мехлис были по-своему "правы"; ведь "дерзнул" же Осип Эмильевич опубликовать в советской газете статью, в которой, говоря о поэзии Клюева, выразил своё преклонение перед ещё теплившейся тогда "исконной Русью", где, по его определению," русский быт и русская мужицкая речь покоится в в эллинской важности".
В те времена( как, кстати сказать, и сегодня) каждый человек, для которого Россия представляла собой безусловную
самостоятельную ценность ( а не всего лишь "материал", из коего необходимо нечто "выработать"), рисковал быть " обвинённым" в "национализме", "шовинизме", "фашизме" и , разумеется, "антисемитизме"....
. ...И следует с полным правом скорректировать суждение Н.Я. Мандельштам о том, что Осип Мандельштам " платил по двойным счетам",- как "еврей и русский поэт". Да, " платил"( и, оказывается, продолжает ещё и
сегодня платить!")- но как русский поэт и человек причастный к христианству( а не иудаизму)." Конец цитаты.