В Украине разгорается крупный международный скандал из-за недостроенных пунктов пропуска на западной границе, на что выделил деньги Евросоюз. Таможня еще несколько лет назад получила 10 миллионов евро от ЕС на реконструкцию постов, но их до сих пор не обновили. Европа теперь прекращает финансирование по таможенной программе и требует отчитаться за потраченные деньги.
Самым скандальным стал международный пункт пропуска "Устилуг – Зосин". Через Устилуг на Волыни ближе всего добраться до западной границы из Киева, открыть обновленный пункт пересечения границы планировали еще в 2014 году, но работы затянулись.
На ремонт и расширение поста Европа еще в конце 2012 года дала 6 миллионов евро в рамках приграничного сотрудничества "Украина-Польша-Беларусь".
Начальник таможенного поста "Устилуг-Зосин" Александр Оникийчук так объясняет, куда ушли 3 миллиона евро: "Были проведены земляные работы".
"За оставшиеся три миллиона евро должны были построить админздания для пограничных и таможенных служб, новые полосы, поставить бокс углубленного досмотра и сканер. Вряд ли на это хватит 3 миллиона, особенно учитывая, что столько же "освоили" на котлованы", - продолжает бывший таможенник.
По программе приграничного сотрудничества, должны были еще обновить пункт пропуска "Рава-Русская" и купить технику для других КПП ("Краковец", "Шегини" и "Ягодин"). На это ЕС дал больше 2 млн евро. И еще около 3 млн евро - на компьютеры и развитие IT-технологий на постах во Львовской области и на Волыни. "Работы идут туго, фактически еще ничего не сделано", - рассказал нам источник в Мостисском пограничном отряде.
У Евросоюза, похоже, лопнуло терпение ждать ремонта. В Госфискальную службу пришло письмо, в котором сообщается о прекращении программы из-за отсутствия прогресса.
"Такой отчет со всеми сметами готовится. Деньги потрачены по назначению", - сказали "Стране" в ГФС в Волынской области.
Но есть другое мнение. "Получив первые транши в 2014 году, деньги по обыкновению разворовали, но ничего не построили. Теперь становится понятным, что реконструкция таможенных постов и оснащение их современными системами борьбы с контрабандой не вписывается в понятие "реформы ГФС и Таможни", - резюмирует журналист Дубинский.
"То, что деньги, полученные от ЕС надо будет с позором возвращать это факт, но меня волнует два вопроса, - продолжает журналист. - Будет ли проведено расследование по котловану за 3 миллиона евро и кто в ГФС понесет ответственность за такие "реформы". По какому курсу мы будем возвращать 10 миллионов евро? По 11 грн за евро, как в январе 2014 или по 29, как сегодня?"