Эх, как бы ни прискорбно было об этом говорить, но пока завоевать мировой рынок Украине с ее национальным блюдом не удалось. Кого винить? Или же стоит, как писал Крылов в одной своей басне, «на себя, кума, оборотиться»? Та нi, це дурiсть якась! Конечно же, Кремль виноват.
И ведь, действительно, причиной резкого падения уровня экспорта украинского сала стал отказ от него Российской Федерации. В прошлом году экспорт сократился на 98% по сравнению с показателями, полученными за 2015 год. Девяносто восемь процентов, КАРЛ! Говоря о конкретных цифрах, что были опубликованы Государственной фискальной службой, в позапрошлом году было экспортировано продукта на сумму $7,74 млн, а в прошлом – на $0,88 млн. Разница разительная в показателях.
Стоит напомнить, что с 1 января 2016 года Россия ввела запрет на импорт соли из Украины, а также западных стран, которые поддержали санкции против Москвы. Речь идет о столовой и денатурированной соли, чистого хлорида натрия, морской соли из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна.
Сказался также на экспорте украинского сала отказ Молдовы от этого деликатеса. Правда, если сравнивать с российскими объемами, то потери не такие уж и большие – за прошлый год Украина экспортировала всего 51 тонну сала.
В настоящее время украинские производители ищут новые рынки сбыта, однако нельзя говорить о каких-то серьезных успехах. Но, в то же время, нельзя и не отметить некоторые сдвиги в этом вопросе. К примеру, понемногу начинают узнавать сало в Азербайджане, Армении, Казахстане – в совокупности эти страны купили украинского сала на $53,8 тыс.
Покупают его и в Эстонии, Германии, Камбодже, Сингапуре, Багамских островах, Канаде (с этой страной, стоит напомнить, сегодня вступило в силу Соглашение о ЗСТ, правда, пока видимым результатом этого документа стала рекордная партия сигарет без акцизов под канадским брендом). Также сало приходит в панамские дома, австралийские. В совокупности эти страны закупили 7,5 тонн украинского продукта на сумму $27,8 тыс.
Теряет рынки (причем очень активно) Киев в Китае, Средней Азии. А подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина (по состоянию на июнь 2017 года) исчерпала 9 квот на беспошлинный экспорт продовольствия в Европейский союз.
Но вернемся все же к салу. Быть может, нужно какой-то другой товар продвигать? Помнится, в прошлом месяце случился инцидент неприятный с участием как раз этого национального блюда: устанавливая рекорд, жители Алешки отравились 200-киллограммовым гербом из бутербродов с салом, который изготавливали для фестиваля Green day. Вот только мясной продукт для этого, как выяснилось позже, был куплен за неделю до мероприятия и за это время успел испортиться. Хотели установить рекорд, а на деле получили национальный провал. Хотя, нет, рекорд все же удалось установить – его внесут в Национальный реестр рекордов Украины в 2018 году. Но какой ценой…
А вообще, действительно, учитывая некоторые показатели, надо бы Киеву не на сале зацикливаться, а на других товарах. Оказывается, есть на Украине 4 «товара», экспорт которых с каждым годом только растет.
Складывается ощущение, что украинские предприятия научились настолько круто производить зонты, что Украина открыла для себя новый рынок сбыта данной продукции. С 2016 года украинские зонты можно встретить и в Германии, Сербии, Хорватии, Чехии, Черногории, Швеции и даже в Ираке, Пакистане и Экваториальной Гвинее.
Венгрия увеличила импорт зонтов в 695 раз – в 2016 году Украина экспортировала туда 1390 зонтов на сумму 152 тыс. долл. Хм, то есть, средняя цена зонтика составляет 109 долларов…
Не дороговато? Ладно, это я со своей «колокольни» рассуждаю, может, это для Венгрии цена нормальная, даже оптимальная или вообще низкая. С другой стороны, конечно, никто и не говорит о том, что они все в одной ценовой категории в Венгрию поставляются. Ладно, оставим эти зонтики в покое и перейдем к другому товару.
Консервы. Оказывается, теперь Украина поставляет консервированные овощи в Норвегию, Португалию, Румынию и Сербию. Как говорят в Киеве, на первый взгляд непопулярный товар постепенно находит своих покупателей по всему миру. Если говорить о наибольшем приросте «любви» к тем же самым соленым украинским огурчикам, то его демонстрируют:
• Сингапур – импортировал в прошлом году 3,5 тонны консервированных овощей на сумму $4,3 тыс., • Чехия – импортировала 404,5 тонн стоимостью $249,6 тыс.
Заметно обогнали украинское сало в экспортной гонке в 7 раз… улитки! Экспорт этого продукта продолжает расти. Украинские улитки завозятся как сырье, которое в среднем стоит в 5 раз дешевле, чем готовый продукт. Средняя цена килограмма продукции составляет $1. А дальше… дальше эти самые улитки из Румынии, Литвы направляются во Францию за 6,5 и 5,5 долл./кг соответственно. Дело в том, что в этих промежуточных, скажем так, странах, улитки проходят некоторую переработку, из-за чего продукция становится с добавленной стоимостью.
Интересно еще и то, что украинские очки активно покупают страны. Так, их экспорт вырос на 62%, то есть с $1,7 млн до $2,8 млн. Среди самых активных импортеров: Узбекистан, Австрия, Болгария, Бахрейн, Кипр. Но есть и те страны, которые отказались от украинских очков, типа Конго, Соединенных Штатов, Латвии.
Что ж, остается лишь поздравить Украину с тем, что ее товары, неприметные на первый взгляд, имеют такую бешеную популярность в мире. Еще бы имела от этих продаж страна хорошую прибыль, глядишь, и экономическую ситуацию улучшили бы. Ева Лисовская, Правда-ТВ.