Эксперты говорят, что в последнее время отток увеличился. Причем уезжают и работяги, и специалисты. «В Польше ежемесячно появляется 2–2,5 тыс. новых вакансий для украинцев. Украинских врачей приглашают на зарплаты от 30 до 104 тыс. грн в Ливию, ОАЭ, Грузию, Германию. Чехия зовет косметологов, массажистов, гинекологов. Учителя английского уезжают в Китай, Польшу, Германию. Туда по-прежнему требуются также няни, водители-экспедиторы, курьеры и разнорабочие», — говорит нам HR-эксперт Татьяна Пашкина.
Такая же ситуация и с транспортниками. Вячеслав Коновалов, эксперт общественной кампании «Евро-Патруль», рассказал, что Украина традиционно поставляет миру моряков, до 100–150 тыс. человек ежегодно. «Если филиппинцы или индонезийцы готовы идти в рядовые моряки, то украинцы в основном — в командный состав. Такая же ситуация с пилотами, на очереди — водители-дальнобойщики. Если сейчас в Европе это главным образом поляки, то после безвиза украинцы намного чаще начинают сотрудничать с европейскими фирмами-перевозчиками».
Чтобы закрыть дыры на рынке труда, в Украине уже стали практиковать «покупку» высококлассных докторов и специалистов сферы IT из Германии и Израиля, правда, только в частные компании. «У нас они получают те же $5–7 тыс., но уровень жизни позволяет им гораздо больше», — говорит «Вестям» глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
Прежде всего зовут онкологов, в наших частных клиниках сегодня очень много иностранных специалистов. А вот найти хорошего каменщика, экскаваторщика или штукатура — это проблема
По его словам, мы близки к тому, что пережила та же Польша, когда ее молодежь уехала на учебу и работу в Европу и Канаду. «Но тогда на их место пришли украинцы. У нас эти ниши занимать некому. Молдаване к нам не поедут на работу, им выгоднее получать те же зарплаты, но в долларах и где-то в Европе», — говорит Соболь.
Эксперт по подбору кадров Виктор Шевчук рассказал, что Украине уже не хватает и IT-специалистов. «Чтобы как-то перекрыть дефицит, компании начинают сотрудничать с ведущими вузами и берут на работу студентов, фактически обучая их с нуля. Конечно, уровень отрасли будет потихоньку снижаться. Чтобы этого избежать, сейчас в стране набирают чуть ли не бесплатные школы айтишников, обучают, заключают с ними долгосрочные контракты. Понятно, что если через пять-десять лет ситуация с зарплатами у нас не изменится, то и эти подросшие кадры умчатся за границу», — говорит Шевчук.
Также, по его словам, есть проблема с учителями и медиками, особенно в Западной Украине: «В селах работать некому. Заманивают туда учителей и врачей из Центральной Украины, но и они покрутятся — и через год уезжают в Европу. Поднимать зарплаты тут им явно не будут».
Почти нет желающих и на вакансии машинистов поездов, инженеров, строителей, столяров, сварщиков, трудно отыскать также опытного стоматолога. «Компании обучают людей за свой счет. В качестве бонусов предлагают медстраховку, корпоративный подарок ко дню рождения: например, отдых в санатории или турпутевку. Но этого слишком мало, чтобы удержать специалистов», — говорит Шевчук.
Большая проблема кадров и в строительстве. «У нас строители имеют $300–500, а в Польше или в Израиле — $2–2,5 тыс. Ситуация будет толкать к тому, что тысячи строителей из Украины переедут в другие страны. Это значит, что не все строительные компании смогут физически достроить свои объекты. Если они поднимут резко зарплаты, то им предстоит повышать и стоимость квадратного метра», — говорит управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Рекрутеры говорят, что у украинцев растут аппетиты, они надеются получать зарплату на 20% больше, чем им готовы платить. Но, по данным портала HeadHunter, 81% бизнесменов пока не планируют повышать оклады, во многом действуя по поговорке «Пока гром не грянет...»
«Повышать зарплаты и делать их более конкурентными нашим работодателям не позволит экономика. Нельзя взять оттуда, где нет. Украинские предприятия вынуждены брать неспециалистов. На стройки идут студенты ПТУ, без знаний и практических навыков, все они учатся по ходу. И это не может не отражаться на качестве продукта и на безопасности производства, строек», — считает Соболь.
Сами предприниматели говорят, что поднимать зарплату не позволяют доходы. «Российский рынок обрезали, а европейский пока не открыли, — говорит Юрий Медушенко, замдиректора фирмы по производству упаковки. — Месячный оборот фирмы, где работает 50 человек, не превышает миллиона гривен. Этого хватает, чтобы держаться на плаву, но ни о модернизации производства, ни о повышении зарплат я пока думать не могу».
А некоторые едут за кордон сразу всей фирмой. Директор мебельного салона из Луцка Валерий Олешко рассказал «Вестям» — чтобы сохранить бизнес, решил уехать в Литву. «Мы 12 лет делали мебель, но мои мастера все поглядывали на другие зарплаты, стали думать, чтобы ехать в Европу. А с чего мне им зарплаты здесь подымать, если заказы падают? Сели, подумали и решили, что лучше уезжать всем вместе — коллектив у нас сработанный. Пока устроились в Вильнюсе, на работу берем своих же», — рассказал Валерий Олешко.
ссылка