"Скорее всего эти двигатели украинского производства - по всей вероятности, незаконного. Большой вопрос в том, сколько их имеется в наличии и помогают ли им сейчас украинцы. Я очень обеспокоен", - говорит специалист по ракетным вопросам в Международном институте стратегических исследований Майкл Эллеман из Лондона.
Он добавил, что его догадки подтвердили следователи ООН, обнаружившие, что шесть лет назад КНДР пыталась украсть ракетные секреты с украинского комплекса. В тот раз были пойманы два северокорейца, а в докладе ООН говорится, что они пытались украсть информацию о передовых "ракетных системах, жидкостных двигателях, космических объектах и ракетных топливных системах".
Следователи уверены, что в условиях хаоса послереволюционной Украины Пхеньян возобновил свои попытки.
По словам экспертов, в основе советских ракет лежат настолько сложные технологии, что корейцы не могли так быстро на них переключиться. Короткий промежуток во времени между первым запуском ракеты и двигателем и пуском МБР - всего 9 месяцев - свидетельствует о том, что, веротянее всего, Северной Корее удалось приобрести чертежи, оборудование и экспертов на черном рынке.
Каким образом спроектированные русскими инженерами двигатели RD-250 попали в Северную Корею, все еще остается загадкой.
Эллеман допускает вероятность, что крупное российское ракетное предприятие "Энергомаш", поддерживающее прочные связи с украинским комплексом, сыграло свою роль в передаче технологии двигателей RD-250 в Северную Корею. Он сказал, что оставшиеся двигатели RD-250 также могут храниться на российских складах.
У разведслужб есть разнообразные теории относительно утечек. Но Эллеман серьезно рассматривает версию, что причиной утечек мог стать разрушающийся заводской комплекс и частично безработные инженеры.
Эксперты отмечают, что КНДР давно охотилось за инженерами и технологиями: одним из успехов стало получение чертежей компактной ракеты R-27, которую изготавливали для советских подлодок. Их создавали в конструкторском бюро им. Макеева, в оборонно-промышленном комплексе на Урале, однако R-27 оказалось слишком сложным, и северокорейцам не удалось его воспроизвести и успешно запустить.
Потому они обратились к альтернативному источнику секретов двигателей - украинскому заводу "Южмаш", а также его конструкторскому бюро "Южное". Двигатели этой команды было потенциально легче скопировать, потому что они были разработаны не для тесных подводных лодок, а для более просторных ракет наземного базирования. В 2014 году в докладе Фонда Карнеги прозвучало предупреждение о том, что экономический упадок Украины от разрыва контрактов с Россией может привести к тому, что украинские ракетные и атомные эксперты "потеряют работу, а их бесценные навыки смогут оказаться на службе у непредсказуемых режимов и распространителей ядерного оружия".
Первые признаки того, что украинский двигатель попал в руки Северной Кореи, появились в сентябре, когда Ким руководил наземным испытанием нового ракетного двигателя, который аналитики назвали самым большим и мощным на сегодняшний день. Норберт Брюгге, эксперт из Германии, сообщил, что фотографии запуска двигателя говорят о сильном сходстве между ним и моделью "Южмаш" RD-250.
ссылка