Среди вороха второстепенных новостей заметил я вчера сообщение, что «шоковый терапевт» Лешек Бальцерович прекратил работу в стратегической группе советников президента. Наверное, в шоке от того, что насоветовал. Решил я посмотреть, кто же нам советы дает.
Помимо польско-литовско-грузино-американского десанта в лице Яресько, Супрун, Бальчуна, Саакашвили, Абромавичуса, Квиташвили, Згуладзе, Деканоидзе, Сакварелидзе, Гайдар и т.д., в разное время чем-то здесь руководившего или руководящего до сих пор, страну накрыло волной стратегических советников.
Период "шоковой терапии" от Лешека Бальцеровича приходится на конец 1989 года. Иван Миклош творил свои чудеса в 1991-м, когда занял должность министра приватизации Словакии.
В помощь Наталье Яресько, которая тогда возглавляла Минфин, прислали даже классика экономической теории, автора «кривой Лаффера», основателя "теории предложения" Артура Лаффера.
Именно Лаффер когда-то подсказал правительству Рейгана уникальный фокус – как можно добиться увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок. А потом учил уму-разуму Пиночета в Чили.
Но это было очень давно. С тех пор Лаффер состарился. И по нашему Кабмину, как говорили злые языки, скакал вприпрыжку – боялся опоздать в школу на уроки. Старость – она все-таки не радость.
Вообще, при Яресько в Минфине было много иностранных советников. Кроме перечисленных, это еще и Роберт Конрад – американский завсегдатай Украины. Он впервые приехал сюда в 1992 году в роли директора программы налогового консультирования Казначейства США в Центральной и Восточной Европе. И с тех пор то и дело появлялся на нашем горизонте. Компанию ему составил Крис Уэйлс – бывший советник британского премьера Гордона Брауна и член Консультативного совета Оксфордского университета. Он сидел тут еще во времена Януковича.
Советника Минфину пожертвовала даже Япония: Масара Танака был советником председателя Центрального банка Объединенных Арабских Эмиратов и советником от Международного валютного фонда в Центральном банке Мьянмы. В Украину он прибыл в рамках двустороннего соглашения при поддержке Японского агентства международного сотрудничества (JICA).
Кто-то из этих господ достался в наследство Александру Данилюку, кто-то «самоликвидировался» после отставки Яресько. А некоторые переползли в SAGSUR – стратегическую группу советников по поддержке реформ, созданную в апреле 2016 года по просьбе президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана...
До последнего момента в состав группы входили полтора десятка иностранных и украинских специалистов. Кроме Лешека Бальцеровича и Ивана Миклоша, это Павел Кухта, Андрей Бойцун (работает в университете Антверпена), Люба Бердсли (юрист в сфере антикоррупционного права), Карел Хирмнтан, Ежи Миллер, Александр Шкурла (консульство Словакии в Ужгороде), Мирослав Чех (депутат Сейма в прошлом), Ярослав Железняк, Злата Федорова и Зарема Бекирова. Крайнюю мадам Google так и не отыскал.
Ходили слухи, что Миклош с Бальцеровичем, написав две концепции реформ, которые никуда не пошли, от скуки начали конкурировать между собой. И в конце концов одному из них это наскучило. Почему-то мне кажется, что скоро это же произойдет и со вторым.
Чем вообще занимаются стратегические советники, непонятно, поскольку их давно не собирали на показательное совещание. Официально сообщается, что по состоянию на август группа продолжает работать, предоставляя консультации и помощь министерствам и другим заинтересованным сторонам в рамках ключевых направлений реформ.
Кроме SAGSUR, у президента имеются свои собственные советники – бывшие премьеры Литвы Андрюс Кубилюс и Словакии Микулаш Дзуринда.
В пику стратегическим советникам при АП и ретросоветникам при Минфине в Министерстве экономического развития и торговли был свой «клуб пяти» под названием Экономический и совещательный совет.
В это «масло масляное» входили пять известных экономистов. Ныне покойный (умер, кстати, в Лондоне, а не в Украине) грузинский реформатор Каха Бендукидзе. Известный диаспорянин из университета Торонто Олег Гаврилишин, его менее известный для нас земляк Василий Калымон из Ivey Business School. А также директор Института международной экономики имени Петерсона (США) Андерс Ослунд и один из самых цитируемых экономистов в мире (он занял 8-е место, обогнав Нобелевского лауреата Пола Кругмана) Дарон Асемоглу из Массачусетского технологического института.
Примечательно, что и в клубе МЭРТ оказались советники-завсегдатаи: Олег Гаврилишин был исполнительным заместителем министра финансов Украины в первом правительстве Украины в 1992-1993 годах, а Андерс Ослунд с 1994 по 1997 год работал экономическим советником президента Украины Леонида Кучмы.
Про достижения этого совета мне ничего не известно. Более того, Google тоже теряется в догадках, что они там насоветовали. Я так понял, что советы Гаврилишина, Ослунда и примкнувшего к ним Асемоглу поступают в распоряжение группы немецких консультантов при правительстве Украины, возглавляемой Рикардо Джуччи. Несмотря на итальянскую фамилию, Рикардо Джуччи – истинный ариец, исполнительный директор независимой берлинской фирмы Berlin Economics.
Поговаривают, что благодаря немецким советникам Владимир Гройсман успешно прошел «смотрины» в Германии перед назначением на пост премьер-министра Украины. Поэтому он их весьма жалует, а остальных иностранных советников нет.
За пределами исполнительной власти «шуршат» еще три группы «эдвайзеров». Реформированием украинского парламента занимаются экс-глава Европарламента Питер Кокс и несколько фондов, созданных на деньги Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ), USAID, Вестминстерской фундации за демократию, NDI (США) и т. д.
Скажем, в мае 2015 года при Комитете по евроинтеграции Верховной Рады был создан независимый от парламентского аппарата орган, получивший право экспертизы законопроектов на предмет их соответствия Соглашению об ассоциации с ЕС. Его финансируют фонды "Открытое общество" и "Возрождение" Джорджа Сороса.
Особняком стоят структуры, помогающие нам справиться с приватизацией, которой фактически нет, с продажей активов банков-банкротов (в разы ниже их реальной цены). А также они давали советы по запуску системы Prozorro.
Фонду гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) помогают с реализацией имущества «дочки» крупных американских структур – First Financial Network и DebtX (она же Debt Exchange).
В СМИ сообщалось, что их задача – полностью сопровождать продажу активов: от оценки до формирования виртуальных баз данных. Размещать активы американцы могут, по сути, где угодно. И работать они будут отдельно от всех остальных площадок и вне системы Prozorro, на которую возложена задача стимулировать продажу более мелких объектов.
Насчет Prozorro мы в свое время писали, что это дело рук трех грузин: советника АП Давида Кизирии, консультанта МЭРТ Давида Маргании и его приятеля Тато Урджумелашвили. Все трое, а особенно Кизирия, позиционируют себя в качестве авторов реформы госзакупок в Грузии и соответственно «соавторов» Prozorro. Подозреваю, что с разгоном «грузинского реформаторского десанта» они от нас «чухнули».
Ну, и Фонд госимущества обзавелся советником для продаж крупных объектов типа «Центрэнерго»: подписал договоры с польским подразделением консалтинговой компании Ernst&Young, компаниями Baker McKenziе и SARS Capital. Жду не дождусь, когда они что-нибудь продадут. Ну, хоть что-то.
Однако самая эксклюзивная каста иностранных советников – это военные советники при АП, Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины. В частности, от США советником является 4-звездный генерал Джон Абизейд. С 2003 года по 2007 год генерал Абизейд занимал должность командующего Центрального командования ВС США. Советник от Великобритании – генерал Ник Паркер, бывший командующий сухопутных войск Вооруженных сил Великобритании.
Еще два советника из США с менее впечатляющими регалиями – Койт Хартус и Эдвард Джонс отвечают за стратегические коммуникации внутри ведомства Степана Полторака.
Но наиболее именитый военный советник в Украине – это бывший генсек НАТО Андрес Расмуссен собственной персоной: он был назначен внештатным советником президента. Как часто г-н Расмуссен появляется в Украине, Google тоже не знает. Видимо, военная тайна.
....почему при таком разнообразии светлых умов иностранного производства мы столь хреново живем? В нашей стране советов-то. Не в коня корм, что ли?
ссылка