Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,415,254 102,033
 

  АндрК ( Дилетант )
04 сен 2017 19:26:34

Стратегии влияния: Как и кто пытается изменить сознание белорусского общества

новая дискуссия Статья  174

Стратегии влияния: Как и кто пытается изменить сознание белорусского общества

Нужны конкретные меры в области защиты информационного суверенитета Союзного государства на белорусском направлении.

С момента обретения государственного суверенитета Республики Беларусь и до настоящего момента иностранные государства напрямую, а также посредством управляемых некоммерческих организаций (фонды, общественные объединения, агентства по международному развитию и пр.), пытаются влиять на внутриполитическую ситуацию в бывшей советской республике, в том числе, путем продвижения информации направленного содержания.
Акции информационного влияния являются разноплановыми по форме и содержанию, однако в своей совокупности направлены на достижение следующих политических целей:
разрушение общей исторической платформы о братском характере отношений и родственном происхождении белорусского и русского народов, насаждение мифа о вековом национальном унижении белорусов со стороны России;
дискредитация советского прошлого, идей социализма, победы советского народа в Великой Отечественной Войне;
создание негативного образа белорусско-российской интеграции как одной из форм «оккупации» Беларуси Россией либо восстановления СССР;
продвижение привлекательного образа западных интеграционных структур и военно-политических организаций (ЕС, НАТО), формирование «европейской мечты» в белорусском обществе;
распространение идеологии белорусского национализма, созданной на основе сочетания либеральных ценностей, евроатлантического цивилизационного выбора, воинственного антикоммунизма и русофобии;
компрометация действующей власти Республики Беларусь, оказание давления на нее с целью включения националистической повестки в государственную политику и последующей передачи управленческих функций националистам.
Для общего понимания современной обстановки необходимо отметить, что линия, направленная на поддержку белорусского национализма и использование этой идеологии в геополитическом противоборстве с Россией, является традиционной установкой внешней политики США, реализуемой с начала «холодной войны» и до современности.
Ещё в начале 50-х годов прошлого века аналитики североамериканских специальных служб пришли к выводу о целесообразности поддержки белорусских националистов. В частности, в отчёте ЦРУ от июля 1951 года, посвященном работе с белорусской эмиграцией из числа бывших нацистских пособников, отмечается, что
«про реальную силу белорусского национализма известно мало, но даже если он не такой сильный, как в Украине, может оказаться, что эта республика [БССР] является достаточно стратегически важной площадкой для того, чтобы стоило культивировать этот национализм».
В период существования Советского Союза продвижение идей белорусского национализма методами информационного противоборства осуществлялась посредством деятельности белорусской службы радио «Свобода» (начала вещание в Мюнхене 20 мая 1954 года), организации каналов переброски соответствующей литературы и изданий белорусской эмигрантской печати. С распадом СССР отмечалась активная инфильтрация носителей националистической идеологии в журналистику, сферу гуманитарной науки, политику молодого белорусского государства, образованного на месте бывшей БССР. Под давлением фракции Белорусского Народного Фронта 19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь» и ряд иных нормативно-правовых актов, утвердивших символику белорусских националистов – бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» – в качестве государственных символов Республики Беларусь.
На первых в истории суверенной Беларуси президентских выборах 1994 года националистическими силами был выдвинут собственный кандидат, основатель и лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк, который выступал с агрессивной антироссийской и антисоветской повесткой. По итогам голосования Позняк занял третье место с результатом 12,8%, а на выборах победил Александр Лукашенко, призывавший к противоположным ценностям интернационализма и восстановления союза с Россией. После прихода к власти Лукашенко государство взяло курс на очищение от элементов национализма в сфере внешней и внутренней политики. В 1995-ом году в Беларуси был проведен республиканский референдум, на который Президентом были вынесены вопросы о смене символики, государственном статусе русского языка и поддержке интеграции с Российской Федерацией. В результате позиция главы государства по русскому языку, интеграции с Россией получила поддержку 83,3% избирателей, а по вопросу смены символики 75,1  % от пришедших на участки для голосования.
Таким образом, данные события стоит оценивать как поражение проекта построения в Беларуси прозападного националистического государства, вследствие чего референдум 1995-го года получил негативные оценки ПА ОБСЕ и Госдепа США. Представляется, что именно решения референдума 1995 года стали начальной точкой отсчёта в противостоянии евроатлантического сообщества и руководства суверенной Беларуси, которое в различных формах продолжается до настоящего момента.
От «цветной революции» к «трансформации» и «вовлечению»
В 1995—2010 годах в политике Запада в отношении Беларуси применялась разнообразная методика, от стимулирования насильственной смены власти, санкций и дипломатического давления против официального Минска до переговоров с белорусским руководством. Однако именно силовой сценарий «цветной революции», который пытался осуществить Запад силами своих контрагентов в лице белорусской оппозиции, был определяющей линией поведения США и ряда европейских государств в их вмешательстве в белорусские политические процессы. Новейшая история Беларуси помнит, как минимум, шесть таких попыток, большей частью приуроченных к важным событиям отечественной внутриполитической жизни: в 1996-м, 1999-ом, 2001-ом, 2006-ом 2010-ом и 2011-ом годах. Все эти лобовые столкновения с белорусским государством большей частью были полностью провальными для Запада, а вопрос условно-досрочного освобождения тех или иных «политзаключенных» впоследствии становился стержневым в проблематике двухсторонних политических отношений.
Однако, подобное хождение по кругу никак не приближало Запад к решению своих задач по втягиванию Беларуси в орбиту собственного геополитического влияния, внедрению националистических идей в сферу государственного управления и либерально-рыночных принципов в область экономической политики. Соответственно, требовалась смена тактики работы на белорусском направлении при сохранении прежних стратегических целей.
Новая политика получила название «трансформации» и предполагала постепенную ненасильственную смену власти и геополитического выбора Беларуси через изменение общественного сознания и ценностной базы населения, кооптирование агентуры влияния в органы государственного управления. Основными двигающими субъектами подобных «мирных перемен» должны были стать разветвленные сети внешне аполитичных и даже общественно-полезных неправительственных организаций, «независимые» СМИ, блогосфера и сообщества в социальных сетях.
Наиболее полное понимание «нового курса» в преддверии президентской кампании 2015 года высказал директор белорусской программы некоммерческой организации PACT и по совместительству один из основных соавторов сценариев «цветных революций» на постсоветском пространстве Балаш Ярабик (Balasz Jarabick): «тихий диалог с официальным Минском наряду с поддержкой гражданского общества и независимых СМИ».
Такая «смена вех» в восприятии Беларуси на Западе выражается в практических действиях зарубежных НКО в период 2015—2017 годов: от откровенной подготовки бунта и цветных революций иностранные фонды перешли к финансированию различных проектов, направленных на «трансформацию» и «вовлечение».
В этом случае в основе замысла находится не демонтаж белорусского государства, а его постепенное изменение, когда в силу внешнего воздействия на сознание масс у конституционного строя Беларуси в его нынешнем виде просто исчезнет социальная база поддержки. При этом государственный аппарат будет самостоятельно инициировать необходимые Западу изменения на основе принципа совместного участия в различных проектах и постепенного втягивания чиновничества в идейно-политический контекст «демократических государств».
Интернет как инструмент «транcформации» белорусского общества

Информационное противоборство, борьба за влияние на массовое сознание является ключевым элементом стратегии «траснформации», что предполагает активное использование субъектами «перемен» каналов донесения информации, существующих в сети Интернет. В оценке существующих рисков, необходимо учитывать, что белорусский сегмент Интернета стремительно развивается. В мировом рейтинге распространения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет Республика Беларусь занимает 23-е место в мире из общего списка в 195 стран. Общее количество пользователей ШПД по состоянию на январь 2017 года составило 3 миллиона 60 тысяч, что на 5,5% больше, чем в 2016 году. Причём, только 68 из 100 белорусских пользователей интернета используют ШПД для работы в глобальной сети, то есть населением активно задействуются также иные каналы.
В частности, по состоянию на 2015 год на 1000 человек населения было зарегистрировано 1205 абонентов мобильной связи, общее количество абонентов составляло 11,4 миллиона человек. Анализ пользовательских запросов указывает, что ключевая цель присутствия белорусов в сети Интернет – общение в социальных сетях и поиск информации. С учетом того, что по данным Национального статистического комитета только 3% белорусов в возрасте 16-24 года не пользуются социальными сетями, подобная тактика по продвижению деструктивной информации выглядит наиболее перспективной, а обстановка в национальном сегменте сети Интернет – актуальным вопросом государственной безопасности Республики Беларусь.
На настоящем этапе основными западными фондами, работающими на белорусском направлении с позиций сопредельных государств (IRI, NDI, NED, GMF, PACT, SIDA, KAS, FES и пр.), а также по линии правительственных грантов стран ЕС, осуществляется поддержка различных интернет-ресурсов, популярных блогеров, сообществ в социальных сетях. Например, в 2017 году США планируют выделить порядка 9 млн. долларов на «поддержку демократических ценностей» в Республике Беларусь, из них около 520 тыс. долларов предполагается расходовать на подготовку т.н. «независимых журналистов и блогеров».
С территории Республики Польша за счет средств государственного бюджета организовано вещание на территорию Беларуси спутникового телеканала «Белсат» и радио «Рацыя», а также их интернет-версий на белорусском языке, открыто призывающих граждан Республики Беларусь к недоверию в отношении официальной государственной политики и акциям гражданского неповиновения. Наиболее популярный оппозиционный интернет-ресурс «Хартия 97», отличающийся высокой степенью радикальности, также осуществляет свою деятельность с территории Польши (редакция базируется в Варшаве), пользуется поддержкой польских властей и финансовой помощью Германского Фонда Маршала (GMF).
Фактически западными НПО на белорусском направлении создана полноценная информационная инфрастурктура, начиная от печатных изданий (газеты «Народная Воля», «Новы час» и пр.), популярных интернет-ресурсов («Хартия 97», «Наша Ніва», «Еврорадио» и пр.), заканчивая телевидением и радио (телеканал «Белсат», радио «Свобода», радио «Рацыя»). Данная сеть дополняется менее значимыми интернет-ресурсами, а также локальными сайтами, посвященными региональной проблематике, на создание которых в 2011—2015-ом годах была направлена деятельность дочерней структуры белорусской программы PACT – Фонда развития сообществ и СМИ (Community Development Media Foundation).
Также необходимо акцентировать особое внимание на различных образовательных программах для журналистов, осуществляемых за счёт средств немецких фондов KAS, FES, шведского агентства по международному развитию SIDA, североамериканской организации PACT и т.д. Данные программы направлены на журналистов и редакции государственных СМИ, а также ресурсов и изданий (информационное агентство «Белапан», портал TUT.BY, «Белгазета» и пр.), не имеющих прямых связей с западными фондами, однако зачастую выступающих с прозападных, антиправительственных позиций. По факту данные программы нацелены на формирование в журналистской среде лояльного отношения к неолиберальным ценностям и целям информационной политики Запада в Беларуси, что впоследствии также находит своё отражение в содержании публикаций белорусского интернета.
Активная работа иностранных НПО по формированию информационного контента белорусского сегмента сети Интернет отражается в показателях популярности различных интернет-ресурсов. Так, по состоянию на 18.07.2017 года за 31 день в разделе «Новости и СМИ» были зафиксированы следующие рейтинги:




В числе наиболее популярных ресурсов 1-ое, 7-ое, 10-ое и 11-ое места занимают откровенно радикальные издания антигосударственного толка. Кроме того, социальные волнения, имевшие место в различных регионах Беларуси в феврале-марте 2017 года, продемонстрировали, что радикальные группы активно используют в своих целях методы работы в тематических группах социальных сетей, видеоблоги, размещение коротких видео-роликов и («стримов») в пространстве YouTube, «Одноклассниках», «ВКонтакте», Facebook и пр. Количество просмотров отдельных обращений блогеров, «стримов» с акций протеста составляло более 100 тысяч человек.
То есть, социальные сети на настоящем этапе воспринимаются иностранными НКО в качестве одного из основных инструментов перемен в Беларуси, а значит, информационное присутствие контрагентов Запада в национальном сегменте сети Интернет в перспективе будет только усиливаться.

Данные выводы также подтверждаются высказываниями оппонентов официального Минска из числа представителей общественно-политической мысли стран Запада. В частности, в интервью Радио «Свобода» от 06.04.2017 г. профессор Университета Альберта (Канада) и руководитель Северо-американской ассоциации белорусских исследований Дэвид Марплз (David Marples) заявил следующее:
«белорусская молодежь перешла на новые каналы информации, которые открыли новые возможности»;
«социальные сети делают перемены в Беларуси в гораздо большей степени вероятными, чем раньше»;
«многие белорусы, находящиеся за рубежом, формируют альтернативные центры дискуссий в Варшаве, Вильнюсе, Праге».
Выводы
Таким образом, зарубежными некоммерческими организациями осуществляется целенаправленная деятельность в информационном пространстве Беларуси в целях оказания нужного воздействия на массовое сознание населения. В рамках общего замысла коллективного Запада в его цивилизационном противостоянии с Российской Федерацией подобное воздействие в перспективе должно привести к смене власти в Республике Беларусь, утверждению идеологии белорусского национализма в государственной политике, изменению геополитического выбора белорусского народа. В конечном итоге, с учетом военно-стратегического значения т.н. «белорусского балкона» в системе обороны РФ, такие действия должны привести к значительному ослаблению обороноспособности России, разрушению белорусско-российского союза в его военной, экономической и политической проекциях. Для Республики Беларусь наращивание информационного давления националистов чревато развитием внутреннего гражданского конфликта в обществе по примеру современной Украины.
С учетом того, что «торпедирование» существующей белорусской модели направлено на геополитическое ослабление РФ данная проблематика выходит за рамки национальной безопасности Республики Беларусь и должна рассматривать в контексте интересов Союзного государства. Соответственно, для противодействия данной деструктивной стратегии требуется совместная координация усилий Республики Беларуси и Российской Федерации в области информационной политики и безопасности, как на уровне профильных ведомств, вузов и научного сообщества, а также конструктивных неправительственных экспертных организаций.
Белорусским властям следует перейти от ситуационного реагирования административно-репрессивными методами на возникающие вызовы и угрозы к стратегическому планированию развития суверенного сектора НПО, СМИ, национального контента сети Интернет, включая блогосферу и сообщества в социальных сетях.
Одновременно, при оценке белорусской ситуации российскому руководству, СМИ и экспертным кругам целесообразно избегать поверхностных суждений о якобы «поддержке» национал-радикализма со стороны официального Минска, великодержавных нападок на государственную независимость, историю и культуру Беларуси. Необходимо понимать, что любые проявления такого рода немедленно используются националистами в интересах дальнейшей дискредитации белорусско-российского союза, разжигания ненависти и вражды.
Ситуация в информационном пространстве Беларуси является достаточно сложной и требует глубокого изучения, проведения сравнительного анализа с аналогичной обстановкой в РФ, координации действий союзников по купированию существующих рисков, дезорганизации и разложению радикальных сообществ. На настоящем этапе нужны конкретные меры в области защиты информационного суверенитета Союзного государства на белорусском направлении. Данная проблематика требуют отдельного изложения и будет освящена в следующем материале по вопросам информационной безопасности.


https://cont.ws/post/706261
  • -0.86 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  miguel99 ( Слушатель )
04 сен 2017 21:23:25


АндрК - кто конкретно мешает ограничить в Белоруссии доступ к помойной хартии, нашей ниве и иже с ними? (В России эти помойки мало кому интересны)
Не желание ли западную рыбку съесть и как-бы остаться целкой?
  • +0.38 / 7
  • АУ