Еще вчера наводившая ужас на население Украины Служба безопасности, которая безжалостно расправляется с инакомыслящими, не ведает сострадания, использует пытки и бессудные казни, на поверку оказалась неработающим инструментом. У Саакашвили получилось повторить свой собственный опыт прорыва, благодаря которому он когда-то стал президентом Грузи......
Еще вчера наводившая ужас на население Украины Служба безопасности, которая безжалостно расправляется с инакомыслящими, не ведает сострадания, использует пытки и бессудные казни, на поверку оказалась неработающим инструментом.
У Саакашвили получилось повторить свой собственный опыт прорыва, благодаря которому он когда-то стал президентом Грузии, фактически вынудив тогдашнего главу республики Шеварднадзе подать в отставку.
Тогда, взяв вместе с группой сторонников штурмом грузинский парламент, молодой политик явно еще не подозревал о своем скором и полном триумфе на выборах.
Сегодняшний экс-президент Грузии должен быть уверен, опираясь на опыт прошлого, что судьба вновь благоволит к нему и открывает для него дорогу к президентскому креслу уже в другой стране. Соответственно, будет избран и аналогичный тому – старому – алгоритм действий. Однако у украинской ситуации есть свои особенности.
Если Шеварднадзе после ухода спокойно доживал свои дни в собственной резиденции, то в стране победившей революции достоинства у правителя, чья слабость становится всем очевидна, нет другого выхода, кроме как спасаться бегством.
Слишком ожесточена толпа, полностью уверенная в собственной безнаказанности, слишком мало уважения к институтам государственной власти осталось у общества после государственного переворота в 2014 году.
Растерзать беспомощного властителя, который еще вчера имел возможность и право казнить и миловать своих поданных, – инстинкт, порожденный тупой и слепой ненавистью, гуляющей по просторам Украины уже более трех лет, неудовлетворенностью, злобой, старательно скрываемым людьми от самих себя ощущением глобального проигрыша – культурного, исторического, социального.
Так что если толпа, возглавляемая не слишком вменяемым политиком, взявшим с собой в довольно рискованное путешествие своего одиннадцатилетнего сына, как снежный ком, обрастая по дороге все новыми недовольными, докатится до Киева, то Петру Алексеевичу придется, спасая свою жизнь, «делать ноги».
И он сделает. Никто ведь не ожидает, что он, как когда-то Альенде, выйдет с оружием в руках оборонять свою резиденцию, чтобы сохранить хотя бы честь. Места для романтики и идеализма на нынешней Украине не осталось.
Не осталось, похоже, у главы государства и силового ресурса для самозащиты. На кадрах, запечатлевших моменты эпохального прорыва через границу, видно, что и пограничники, и сотрудники СБУ могли остановить самого Саакашвили и его сторонников, но явно не пожелали этого сделать.
Точно так же, как когда-то «Беркут» был в состоянии разогнать Майдан, но не дождался долгожданного приказа. А здесь и приказ был, но исполнять его не стали.
Две силовые службы фактически легли при первой же необходимости исполнить даже не приказ, а элементарно требование закона не допускать нарушения государственной границы.
Некоторые эксперты говорят, что сейчас игла из яйца, в которой бьется тоненькая и прерывистая ниточка судьбы Порошенко, находится в руках министра внутренних дел Арсена Авакова. Я в этом совсем не уверен.
Лояльная Порошенко, еще вчера наводившая ужас на население Украины Служба безопасности, которая безжалостно расправляется с инакомыслящими, не ведает сострадания, использует пытки и бессудные казни, на поверку оказалась неработающим инструментом.
Точно так же и полиция, получив приказ арестовать возмутителя спокойствия, может впасть в паралич при виде народных депутатов, политиков и сотен, а то и тысяч бесноватых сторонников Саакашвили.
Но все же хоронить Порошенко еще рано. В менее драматических, но похожих обстоятельствах он демонстрировал талант обратить ситуацию, складывавшуюся для него не самым благоприятным образом, к собственной пользе. Так получилось с блокадой поставок в Донбасс и из Донбасса, которую президент сначала осудил, но потом неожиданно вписал в собственную программу действий.
Сегодня на пути Саакашвили – именно Саакашвили, а не толпы народа – могут встать только националисты, вроде Яроша, которые не испытывают к варягу из Грузии никаких симпатий. О чем они заявляли неоднократно. Удастся ли натравить их на Михаила Николозовича – не ясно, поскольку расправа с ним будет крайне затруднена из-за живого щита, который будет его прикрывать на пути следования из Львова в Киев.
В любом случае в и без того хлипком, едва удерживающемся на поверхности суденышке украинской государственности пробита громадная брешь, в которую уже хлынули буйные воды.
Затопление может произойти мгновенно, поскольку, как выяснилось, те средства спасения, которыми вроде был оборудован кораблик, только казались пригодными к употреблению.
Здесь можно сказать, что развал Украины по тем или иным причинам кажется неминуемым. Однако все-таки было ощущение, что какой-то запас прочности у страны все еще есть. Выяснилось, что нет. Совсем.
Андрей Бабицкий, ВЗГЛЯД
Источник