Чем ближе сессия Генеральной Ассамблеи ООН, тем больше фейков касательно Украины и вопроса миротворцев. Сначала постпред Украины при ООН Владимир Ельченко интригующе заявил в интервью «Укринформу», что мы приготовили для “Рашки” немало неожиданностей.
Спустя несколько дней стало понятно, что это “детские неожиданности” по сравнению с сюрпризами Москвы. Первым из них стало заявление пресс-службы Кремля по итогам телефонного разговора Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в ходе которого президент России выразил готовность учитывать в инициативе о миротворцах ООН в Донбассе их право охранять миссию ОБСЕ не только на линии соприкосновения, но и в других местах.
Наш МИД опешил. Мы-то готовились пойти в атаку на Кремль за его позицию, что миротворцев следует привлечь только на линии соприкосновения в Донбассе. А тут Путин в разговоре с Меркель все переиграл.
Пришлось в авральном порядке переписывать аргументацию, почему российский вариант (первый) является "шизофреническим", как “дипломатично” выразился выпускник Московского физико-технического института, министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Потому что Путин как бы согласился с нашей идеей – размещения миротворцев по всей территорию Донбасса. Но не хаотично, национальными лагерями, как это было в Югославии, а исключительно в качестве эскорта ООН.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров объяснил, что это будут "не силы ООН, а именно миссия по содействию охране наблюдателей ОБСЕ. И она будет находиться в полном соответствии с логикой Минских договоренностей". И цель предложения – добиться строгого выполнения Минских договоренностей, где записано, что контроль над границей Украины будет передан только после выполнения политических договоренностей. Ну, да, есть такое дело. Данилыч случайно подмахнул. Не заметил очередность пунктов в тексте. Что же нас теперь этой границей каждый раз тыкать?
Но то нюансы. Главное, что Наитемнейший придумал коварный план. Если раньше по дорогам ездили два белых джипа ОБСЕ, то через год (раньше ООН не раздуплится) будут кататься втроем: два белых джипа и один БТР с “начинкой” из синих касок. Кстати, раз такое дело, придется еще на год мандат миссии ОБСЕ продлить.
Мы сразу заподозрили неладное. И подтверждение не заставило себя ждать. Как
пишет РБК, “по данным источников из украинско-американской переговорной группы, заявление Путина по миротворцам – попытка сорвать поставки летального оружия Украине. С аргументом: зачем летальное оружие стране, конфликт в которой находится под контролем миротворческих миссий? Вот оно что, Михалыч! “Джавелинов” испугались, супостаты!
Но это не весь интерес Кремля... “Во-вторых, могут "торговаться" по составу контингента. Например, скажут – давайте в нем не будет российских миротворцев, но в то же время не будет и американских. А по факту "нашпигуют" миссию казахами и киргизами, работающими в российской повестке". В украинской власти заверяют, что во избежание этого Украина будет вести жесткие переговоры с обязательным проведением "красных линий", за которые нельзя заходить...”, – пишет РБК.
Так и пишут: “официально обо всех параметрах будущей миссии должно стать известно во время визита президента Петра Порошенко на Генассамблею ООН”. Тем более что премьер Владимир Гройсман заявил, будто Генеральная Ассамблея ООН внесла в повестку дня
вопрос о введении миротворческой миссии на Донбассе.
Ну, что вам на это сказать? Вы
повестку дня этой самой Ассамблеи пробовали читать? Я вот пробовал. Все 150 вопросов. Из 18 страниц мелким шрифтом осилил только первые пять. На пункте “о малагасийских островах Глорьез, Жуан-ди-Нова, Европа и Бассас-да-Индия” сломался. Застрял еще до положения в странах Африки. До организационных вопросов так и не дошел.
Дальше искал контекстным поиском слова “Украина”, “Россия”, “Донбасс”. Не нашел. То ли Гройсмана кто-то обманул, то ли вопрос миротворцев закопан так глубоко, что среди остальных проблем глобального характера его просто не видно.
Поэтому я не понимаю провинциальной радости наших СМИ по поводу того, что мы едем на ООН, а Путин не едет. Ему-то на кой этот фестиваль наций, где обсуждается уймища вопросов, не имеющих отношения к сфере интересов России? Он себе съездил в 2015-м на юбилейную 70-ю сессию, а теперь отправляет Лаврова. Раз у того работа такая.
Но уже появились более-менее здравые высказывания аналитиков, что, дескать, украинский вопрос на Ассамблее заболтают. Он просто растворится в шуме, который создают ураганы Ирма и Харви – оба ценой в $290 млрд. для Америки. Ядерная угроза со стороны Пхеньяна. Дискуссии бесконечных групп регионального сотрудничества и проч.
Итак, решить на Генеральной Ассамблее ООН вопросы параметров миротворческой миссии в Украине и даже само направление к нам “голубых касок” нереально. Максимум, что мы можем сделать – поднять этот вопрос в выступлении лидера (увидите, так оно и будет!), а затем поднимать на заседаниях разных комитетов и во время дискуссий по вопросам мира, разоружения и гуманитарной помощи.
Параллельно нам придется отбиваться от венгров с поляками, которые нажаловались в том числе и в ООН на дискриминационный характер нового закона об образовании. И эта “острая реакция западных соседей”, по мнению некоторых экспертов, может сделать невозможным принятие Украины в члены Совета по правам человека ООН, что было бы очень хорошо для Киева ввиду проблем с Донбассом и Крымом.
Тем временем 16 сентября 2017 года истекает срок действия закона об особом статусе Донбасса, после чего территория неподконтрольных Киеву районов Донецкой и Луганской областей потеряет пусть иллюзорный, но хоть какой-то юридический статус в Украине.
Напомню, что этим законом на три года со дня вступления в силу вводился особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Это означало: русский язык в судах, выборы мэров и судей, экономическая автономия (нераспространение на ОРДЛО Зоны свободной торговли с ЕС) и даже создание добровольческих отрядов народной милиции во все тех же отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Но то, что забыли мы, не означает такую же забывчивость наших партнеров по “Нормандской четверке” и США. Они все еще наивно полагают, что мы как-то узаконим мятежные регионы. Мы пытаемся объяснить, что только этим и заняты, и предъявляем почти завершенный законопроект о реинтеграции ОРДЛО.
Но узаконивание требует выборов. Выборы – прекращения огня. И в этой ситуации введение миротворцев именно на линию разграничения несет в себе определенную логическую нагрузку. Именно потому Рэкс Тиллерсон и похвалил первую
инициативу Владимира Путина относительно ввода миротворческого контингента – на линию разграничения.
Казалось бы, что за проблема – отвели личный состав от линии соприкосновения на километр в каждую сторону, между ними проложили колючую проволоку или соорудили
стену, как Европа строит от беженцев. Нам бы Запад еще и деньгами помог, если бы мы сказали, что этот вариант возможен.
Но он невозможен, потому что за спиной у сепаратистов не только кусты и поля, а дороги, села, окраины Донецка. А за спиной у ВСУ – Авдеевский коксохим. Отойти на километр – это вообще с другой стороны Авдеевки оказаться.
Но есть западные эксперты, которые полагают, что если на месте линии соприкосновения разместить миротворцев ООН, то ВСУ и войска ОРДЛО согласятся попятиться хотя бы еще на полкилометра. Вопрос лишь в том, кого не жалко сделать живым щитом между враждующими сторонами.
Подробнее
ссылка