Недалеки от истины были оппоненты майданных властей, когда утверждали, что т.н. «зоной АТО» может стать вся Украина. Еще одно косвенное подтверждение тому — взрывы армейских складов близ города Калиновка Винницкой области. В результате пожара были эвакуированы 30 тысяч местных жителей, а материальный ущерб оценивается в $ 800 млн. По словам военных экспертов, склады в Калиновке — вторые по значимости для ВСУ, где сосредоточено до 20% всех имеющихся в наличии ракетно-артиллерийских снарядов.
Только за 2017 год это уже третий подобный случай: в марте на воздух взлетели крупнейшие на Украине армейские склады в Балаклее Харьковской области (2 человека погибли, ущерб оценен в $ 1 млрд), а буквально неделю назад произошла детонация боеприпасов на складах ВСУ под Мариуполем.
Как только происходят подобные происшествия, киевские власти сразу же объявляют случившееся «происками Москвы». Вместе с тем, в случае со взрывами в Калиновке еще раз проявился раскол между двумя главными фракциями киевского режима, возглавляемых президентом
Петром Порошенко и главой МВД
Арсеном Аваковым соответственно. Так, окружение Авакова призвало рассмотреть вопрос об отставке начальника Генштаба ВСУ
Виктора Муженкои его заместителей, а также расследовать целевое использование выделенных в 2017 году 300 млн гривен на обеспечение безопасности и сохранности военных складов.
Украине после распада Советского Союза в наследство достались огромные арсеналы оружия, которые она уже не в состоянии содержать в силу объективных экономических обстоятельств. По состоянию на 2017 год система обеспечения безопасности военных складов пришла в полный упадок; данная система включает в себя в том числе и деградирующий человеческий капитал в структуре Минобороны. Теоретически, в Минобороне и Генштабе ВСУ по итогам случившегося должны пройти масштабные перестановки, но в реалиях Украины, где высокие посты раздаются согласно принципу личной преданности, ответственным практически наверняка будут назначены «стрелочники» на низовых уровнях.
Однако проблема в данном случае куда глубже и связана она прежде всего с общей инфраструктурной деградацией Украины. Запас прочности созданной в «преступное» советское время инфраструктуры иссякает: накопленный дефицит инвестиций в инфраструктуру страны исчисляется десятками миллиардов долларов. Распад инфраструктуры идет повсеместно и по всем направлениям: рушатся мосты, путепроводы, школы, жилые дома и памятники архитектуры, исчезают сотни километров дорог, в негодность приходит система ЖКХ, объекты энергетики и многое-многое другое. Если до 2014 года этот процесс был вялотекущим, то после Евромайдана он резко ускорился в силу экономического обвала и деградации институтов власти. Ситуацию усугубляет проведенная Министерством юстиции «реформа дерегуляции», в рамках которой были отменены многочисленные инструкции, нормативы, стандарты, призванные обеспечить безопасное взаимодействие человека с техносферой.
Следующая проблема заключается в психологии правящего класса. Уже не единожды говорилось о том, что пришедшие на волне событий управленцы являются типичными временщиками, весь интерес которых заключается в присвоении коррупционной ренты в как можно больших масштабах. В принципе, в выстроенной на Украине политэкономической системе такие вещи как безопасность не интересны для «верхов», поскольку минимизируют размер коррупционной ренты. В частности, нарушение требований пожарной безопасности привело к недавней трагедии в одесском детском лагере «Виктория», где погибли трое детей, — отнюдь не секрет, что «распилы» средств на подобных стройках составляют, как правило, не менее 30%.
Возвращаясь непосредственно к теме многочисленных взрывов на армейских складах, нельзя исключать версию того, что должностные лица ВСУ прикрывают умышленными поджогами хищения военного имущества и его продажу «налево». Примечательно, что взрывы в Калиновке происходят на фоне очередного оружейного скандала: зарубежные НКО Amnesty International и OCCRP (Проект по разоблачению организованной преступности и коррупции) опубликовали доклады о поставках вооружения в страны Африки и Ближнего Востока через Украину. В общем-то хорошо известно, что даже в мирные годы Украина входила в топ-5 мировых игроков на «черном рынке» вооружения, а аналитики Transparency International относят Украину к группе государств с особенно высокими коррупционными рисками в оборонном секторе. Видимо, этим во многом и объясняется нежелание сильных мира сего предоставлять Киеву летальное вооружение, ставшее уже навязчивой идеей для украинских «верхов».
Склады ВСУ за последние 10−15 лет горят с завидной регулярностью, что не может не наталкивать на гипотезу о коррупционных махинациях. Необходимо вспомнить масштабные взрывы в Артемовске (2003), Новобогдановке (2004 и 2007), Лозовой (2008), Сватово (2015). Наиболее широкий общественно-политический резонанс получила история со взрывами в Лозовой (Харьковская область) в конце августа 2008 года: находившиеся в оппозиции к тогдашнему президенту
Виктору Ющенко политические силы обвиняли его брата,
Петра Ющенко, в сокрытии поставок вооружения в Грузию для режима
Михаила Саакашвили накануне войны «08.08.08» методом поджога (к слову, тогдашним главой Харьковской облгосадминистрации был нынешний глава МВД Аваков; а Саакашвили стал одним из факторов украинской политики).
Увы, но совокупность множества факторов указывают на то, что ждать каких-либо позитивных сдвигов в среднесрочной перспективе гражданам Украины не приходится. По всей видимости, количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных далеко не только с военной сферой, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.
ссылка