Чаще всего это международные концерны по производству деталей для крупных автомобильных производителей вроде BMW, Audi, Porsche, Volkswagen, General Motors и Lamborghini.
Не так давно Петр Порошенко открыл завод корпорации Leoni в Коломые Ивано-Франковской области с инвестициями в 16 млн евро. Предприятие будет производить электрокабели для автомобилей.
Собранные на Галичине запчасти везут в западные страны. Как хвалился в интервью New York Times директор немецкого завода Fischer в Мукачево Василия Рябич: "Мы как Китай, только на границе с Европой".
Но только китайцам платят больше. Не говоря уже о соседних восточноевропейских странах.
Рабочих завлекают хорошими по местным меркам зарплатами в 7-8 тысяч гривен и соцпакетами, но на деле, по словам поработавших там галичан, не все так радужно. Люди рассказывают про текучку кадров, штрафы и каторжный труд.
"После безвиза жители Западной Украины
массово выезжают в соседние страны вроде Польши, Словакии и Румынии, где на таких же заводах, с теми же владельцами и оборудованием, им платят в шесть раз больше - около 800 евро. А в Германии и странах Западной Европы зарплата рабочих выше в 15 раз - в районе 2 тысяч евро. А у нас всего 130 евро. Иностранные концерны в Украине рабочим на конвейерах платят копейки - меньше, чем в том же Китае, где зарплаты на заводах начинаются от 300 долларов и выше", - рассказала "Стране" представитель львовского агентства по трудоустройству за рубежом Мария Фурдак.
Немецкий концерн Leoni, кстати, одним из первых, еще в начале 2000-х, открыл завод по производству кабелей для авто во Львовской области. За эти годы на предприятии не раз вспыхивали скандалы из-за недовольства зарплатами и условиями труда, рабочие устраивали забастовки, а пару лет назад в заводской столовой массово отравились рабочие.
Руководство завода объясняет конфликты рабочими моментами и настаивает, что зарплата на заводе - выше, чем в среднем по региону. Например, на новом заводе в Коломые, который открывал Порошенко, зарплата, по словам президента, составит 8000 гривен.
Одну из самых масштабных инвестиций в $87 млн сделала японская Fujikura, которая в прошлом году открыла во Львовской области завод, аналогичный Leoni. Японцы начали вести переговоры еще при Януковиче, в 2012 году.
В конце 2013 года они уже почти решили прийти и подписали договор аренды, но заморозили проект из-за Майдана и нестабильности в Украине. В прошлом году завод открыли.
Но сразу после запуска вокруг предприятия начались скандалы, как и на Leoni. Сотрудники начали массово увольняться, жаловаться чуть ли не на рабские условия, низкие зарплаты по 2,5-3 тысячи гривен и плохую еду. Началась текучка кадров. Администрация даже платит премии в 1 240 гривен тем, кто приведет нового работника.
Потом зарплаты подняли до 4,2 тысяч гривен и обещают поднимать их каждые полгода, ввели систему бонусов за перевыполнение плана (на 5% - 300 гривен, 6% - 360 гривен, 10% - 600 гривен). Соцпакет - обеды по скидкой (за обед рабочие платят 6 гривен), есть штатный врач и медицинский кабинет с бесплатным обслуживанием и медикаментами.
Но набрать рабочих стало проблемой. "Из города и даже райцентра туда за копейки никто не пойдет. Да мы скоро по 4 тысячи будем за коммуналку платить. Работа здесь не тяжелая, но крайне интенсивная. Надо крутить провода, это восемь часов на ногах. Соглашается в основном народ из забитых сел, где нет другой работы. И то они лучше поедут в Польшу чернорабочими и получат втрое больше", - рассказала "Стране" Галина Мамчур из Яворова Львовской области, родственник которой работал на одном из иностранных заводов на Западной Украине.
Дирекция филиала японского концерна объясняет конфликты и текучку кадров неопытностью рабочих. По словам Оксаны Лашмановой, гендиректора Fujikura, часть работников не выполняет своей нормы. "Это молодые люди без опыта, но их не штрафуют за невыполнение плана. Только бонусов они не получат", - сказала нам Лашманова.
Проблемы с наймом в администрации также объясняют недавним запуском завода. Была еще одна проблема - работников нанимали, отправляли на стажировку на завод концерна в Румынии, и кроме зарплаты давали около 10 тысяч гривен командировочных.
В дирекции жалуются, что после возвращения из Румынии часть людей даже не выходила на работу, понимая, что уже не получат таких денег. "Бывало, что с одного автобуса с 35-40 работниками треть из них сразу исчезала. К тому же, Львов - не промышленный город, люди не привыкли работать на заводах. Часть людей устраивается, пробует работать, понимает, что им это не подходит и уходит", - говорит Лашманова.
Viber
29 сентября президент открыл новый завод немецкой компании "Leoni" в Коломые. Фото: president.gov.uaПосле Майдана и начала войны поток зарубежных инвестиций в Украину рухнул почти втрое. Иностранные компании если и заходят, то в основном на запад страны из-за близости к границе, удаленности от линии фронта на Донбассе и из-за дешевой рабочей силы. Причем по строительству многих объектов, которые сейчас запускаются, решения были приняты еще при Януковиче.
Чаще всего это международные концерны по производству деталей для крупных автомобильных производителей вроде BMW, Audi, Porsche, Volkswagen, General Motors и Lamborghini.
Не так давно Петр Порошенко открыл завод корпорации Leoni в Коломые Ивано-Франковской области с инвестициями в 16 млн евро. Предприятие будет производить электрокабели для автомобилей.
Собранные на Галичине запчасти везут в западные страны. Как хвалился в интервью New York Times директор немецкого завода Fischer в Мукачево Василия Рябич: "Мы как Китай, только на границе с Европой".
Но только китайцам платят больше. Не говоря уже о соседних восточноевропейских странах.
В Украине платят 130 евро, в Польше - 800 евро Рабочих завлекают хорошими по местным меркам зарплатами в 7-8 тысяч гривен и соцпакетами, но на деле, по словам поработавших там галичан, не все так радужно. Люди рассказывают про текучку кадров, штрафы и каторжный труд.
"После безвиза жители Западной Украины
массово выезжают в соседние страны вроде Польши, Словакии и Румынии, где на таких же заводах, с теми же владельцами и оборудованием, им платят в шесть раз больше - около 800 евро. А в Германии и странах Западной Европы зарплата рабочих выше в 15 раз - в районе 2 тысяч евро. А у нас всего 130 евро. Иностранные концерны в Украине рабочим на конвейерах платят копейки - меньше, чем в том же Китае, где зарплаты на заводах начинаются от 300 долларов и выше", - рассказала "Стране" представитель львовского агентства по трудоустройству за рубежом Мария Фурдак.
До Майдана инвестиций было намного больше и география иной. По статистике, которую приводит Financial Times, с 2011 по 2014 годы, иностранные компании вложили в Украине 9,6 млрд евро на 259 проектов, создав почти 35 тысяч рабочих мест.
Больше трети проектов с 7 тысячами рабочих мест пришлось на Киев, а во Львове запустили всего 7% проектов и создали больше тысячи новых рабочих мест.
После революции иностранные компании инвестировали всего 3,3 млрд евро в 136 проектов. Во Львовской области работу получили больше семи тысяч человек, а на Киевщине — вдвое меньше.
По словам Даниила Билака, директора украинского офиса по привлечению инвестиций, почти каждый автомобиль в Германии собирается из деталей, произведенных в Украине на заводах таких поставщиков, как Sumitomo, Fujikura и Leoni.
Забастовки, отравления и текучка кадров Немецкий концерн Leoni, кстати, одним из первых, еще в начале 2000-х, открыл завод по производству кабелей для авто во Львовской области. За эти годы на предприятии не раз вспыхивали скандалы из-за недовольства зарплатами и условиями труда, рабочие устраивали забастовки, а пару лет назад в заводской столовой массово отравились рабочие.
Руководство завода объясняет конфликты рабочими моментами и настаивает, что зарплата на заводе - выше, чем в среднем по региону. Например, на новом заводе в Коломые, который открывал Порошенко, зарплата, по словам президента, составит 8000 гривен.
Одну из самых масштабных инвестиций в $87 млн сделала японская Fujikura, которая в прошлом году открыла во Львовской области завод, аналогичный Leoni. Японцы начали вести переговоры еще при Януковиче, в 2012 году.
В конце 2013 года они уже почти решили прийти и подписали договор аренды, но заморозили проект из-за Майдана и нестабильности в Украине. В прошлом году завод открыли.
Но сразу после запуска вокруг предприятия начались скандалы, как и на Leoni. Сотрудники начали массово увольняться, жаловаться чуть ли не на рабские условия, низкие зарплаты по 2,5-3 тысячи гривен и плохую еду. Началась текучка кадров. Администрация даже платит премии в 1 240 гривен тем, кто приведет нового работника.
Потом зарплаты подняли до 4,2 тысяч гривен и обещают поднимать их каждые полгода, ввели систему бонусов за перевыполнение плана (на 5% - 300 гривен, 6% - 360 гривен, 10% - 600 гривен). Соцпакет - обеды по скидкой (за обед рабочие платят 6 гривен), есть штатный врач и медицинский кабинет с бесплатным обслуживанием и медикаментами.
Но набрать рабочих стало проблемой. "Из города и даже райцентра туда за копейки никто не пойдет. Да мы скоро по 4 тысячи будем за коммуналку платить. Работа здесь не тяжелая, но крайне интенсивная. Надо крутить провода, это восемь часов на ногах. Соглашается в основном народ из забитых сел, где нет другой работы. И то они лучше поедут в Польшу чернорабочими и получат втрое больше", - рассказала "Стране" Галина Мамчур из Яворова Львовской области, родственник которой работал на одном из иностранных заводов на Западной Украине.
Дирекция филиала японского концерна объясняет конфликты и текучку кадров неопытностью рабочих. По словам Оксаны Лашмановой, гендиректора Fujikura, часть работников не выполняет своей нормы. "Это молодые люди без опыта, но их не штрафуют за невыполнение плана. Только бонусов они не получат", - сказала нам Лашманова.
Проблемы с наймом в администрации также объясняют недавним запуском завода. Была еще одна проблема - работников нанимали, отправляли на стажировку на завод концерна в Румынии, и кроме зарплаты давали около 10 тысяч гривен командировочных.
В дирекции жалуются, что после возвращения из Румынии часть людей даже не выходила на работу, понимая, что уже не получат таких денег. "Бывало, что с одного автобуса с 35-40 работниками треть из них сразу исчезала. К тому же, Львов - не промышленный город, люди не привыкли работать на заводах. Часть людей устраивается, пробует работать, понимает, что им это не подходит и уходит", - говорит Лашманова.
"Такая работа преимущественно для молодежи: цеха размером с футбольное поле, рабочие в белых халатах и перчатках, но все время на ногах. Три смены. Зарплата 4 200 гривен. Контроль качества высокий, но специалистов не хватает", - говорит Владимир Бондал, эксперт по производству и инженерии.
Львовяне, многие из которых зарабатывают в Европе, не хотят "пахать" за такие деньги.
Официальная статистика о "средней зарплате" во Львове (и в большинстве других городов) стала для японцев ловушкой. Потому что реальный заработок у людей больше из-за теневых доходов, переводов от работающих за границей.
"Проблема не в том, что во Львове нет промышленной культуры, а в том, что зарплату, на которую пойдут люди, нужно платить на уровне 350-500 евро", - говорит эксперт.
Ирина Гонзалес, которая проработала на заводе три месяца, жалуется, что заработала не столько деньги, сколько проблемы со здоровьем: "У меня варикоз и повреждено сухожилие в локте от монотонного движения локтем весь день. После такой работы я не могла поднять поллитровую бутылку с водой, даже сжать руку. Посчитала, что за смену я 4,5 тысячи раз сгибала-разгибала руки перед собой. А еще говорят, что кабель, якобы, отравлен, чтобы мыши не грызли (дирекция этого не подтверждает, -
Прим.Ред.). Зарплата зависит от бригадира, это 4,2-5 тысячи гривен. А обеды, которые приносят с соседней заправки, есть невозможно. Мы всегда работали на пределе, а нормы все равно повышали и повышали".
ссылка