Украина и украинско-российские отношения
206,832,108 349,270
 

  Luna ( Практикант )
12 окт 2017 12:45:02

«Нефтегаз» приговорили к «расчленению»

новая дискуссия Статья  814

Как известно, "Газпром" 16 июня 2014 года обратился в арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с просьбой о взыскании с НАК "Нефтегаз Украины" неоплаченной задолженности за газ и процентов по данной задолженности. В тот же день "Нефтегаз Украины" обратился в ту же инстанцию с встречными исковыми претензиями к "Газпрому". 

При этом пресс-служба “Нефтегаза” сделала заявление, что газотранспортные активы, которые принадлежат НАКу, после вынесения Стокгольмским арбитражем окончательного решения будут переданы новому оператору "в соответствии с требованиями третьего энергетического пакета ЕС".

.......29 сентября 2017 года НАК согласовал проведение внутренней реорганизации "Укртрансгаза" с целью создания в его структуре предприятия "Оператор ГТС Украины". Для дальнейшей передачи транспортировки газа отдельному юридическому лицу. Полную управленческую автономию планируется обеспечить уже до 1 декабря 2017 года. 

2 октября “Нефтегаз” продолжил реструктуризацию и создал новую структуру – ООО "Газопоставляющая компания”, основным видом деятельности которой станет продажа газа населению. В настоящее время эту функцию выполняют газсбыты, функционирующие при облгазах. Они не подконтрольны НАКу, зато близки к Фирташу. Что не может не огорчать власть.


.....несмотря на колоссальный дефицит бюджета, НАК «Нефтегаз Украины» – крупнейшая государственная вертикально интегрированная нефтегазовая компания, предприятия которой добывают порядка 90% газа и нефти в стране. НАК занимается разработкой месторождений, добычей нефти и газа, их транспортировкой, а также реализацией нефтепродуктов через собственную сеть АЗС. Наверное, звучит банально, но если “слона” решено разрезать на куски, кому-то это должно быть потенциально выгодно. 

Надо сказать, что впервые идея разделения “Нефтегаза” на несколько компаний прозвучала то ли в 2008-м, то ли раньше. Но точно помню, что в июне 2008 года, еще до мирового кризиса, который проявился поздней осенью, было специальное решение (точнее, проект решения) Совета национальной безопасности и обороны Украины о реструктуризации НАК "Нефтегаз Украины" путем дробления на несколько компаний. Такая же схема: разграничить добычу, транспортировку, распределение и поставку природного газа. 

Все это шло в рамках мер по финансовой стабилизации НАКа, который при Викторе Ющенко начал быстрыми темпами наращивать долги. Особенно перед “Дойче банком”, к которому благоволил ющенковский глава “Нефтегаза” Алексей Ивченко, влипнувший в историю благодаря своему легендарному «Мерседесу» с массажными сидениями. 

Уже тогда говорили, что суть “расчлененки” в том, чтобы продать ГТС российским или немецким фирмам. Возможно, российским и немецким вместе. Учитывая, что Германия – крупнейший реципиент российского газа в Европе. 

Но проекты где-то долго блуждали. Спустя несколько лет они снова всплыли, уже при “антинародном режиме”. В сентябре 2011 года тогдашний президент Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову подготовить проект реформирования НАКа, опубликовав данное поручение на своем официальном сайте.

А 13 апреля 2012 года Верховной Радой были внесены изменения в закон "О трубопроводном транспорте", позволявшие Кабмину проводить "реорганизацию (слияние, присоединение, разделение, выделение, превращение) государственных предприятий, дочерних предприятий НАК “Нефтегаз Украины” ... с целью и для выполнения обязательств, взятых Украиной в соответствии с законом "О ратификации протокола о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического сообщества". 

В то время многие аналитики рассуждали об изменении модели функционирования рынка газа и о том, что согласно положениям директивы ЕС (N2009/73/ЕС от 13 июля 2009 года) вертикально интегрированные холдинги энергетического сектора, занимающие монопольное положение на рынке, должны быть разделены по видам бизнеса. 

То ли еще при Януковиче, то ли уже после торжества демократии к процессу были подключены международные консультанты Ernst & Young и Rotsсhild Group, которые разработали дорогостоящие рекомендации по реструктуризации нефтегазового монополиста. 

Но что удивительно – в их итоговой презентации даже не рассматривался вариант выделения ПХГ из структуры, которая будет осуществлять транспорт газа. Инвесторы сочли этот вариант “снижающим привлекательность украинской ГТС для инвесторов”, что в свою очередь “ухудшит возможность обслуживания” долга “Укртрансгаза”. 


Более того, некоторые специалисты, например, сопредседатель фонда Энергетических стратегий Дмитрий Марунич, обращали внимание на тот факт, что в законодательстве ЕС на самом деле НЕТ никаких требований по разделению единой ГТС на два хозяйствующих субъекта и отделению ПХГ от магистральных газопроводов. 

А тот самый “третий энергопакет, на который ссылаются все – от пресс-службы НАКа до иностранных консультантов, предполагает как минимум три пути реформирования энергорынков. 

“Первый запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей. Второй обеспечивает сохранение газовых сетей в собственности вертикально интегрированных компаний, но предписывает передать активы в управление независимому оператору. И наконец, последний вариант позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но их деятельность подлежит строгому контролю. Правительства, которые имплементируют его нормы, могут выбирать наиболее приемлемые для себя варианты”, – отмечает Марунич. 

Возможно, поспешность с “расчленением” НАКа и “Укртрансгаза” связана с иском, который представители компании “Нефтегаз” подали в Стокгольмский арбитраж. Там содержалось требование к “Газпрому” передать контракт на транзит от НАК к ПАО «Укртрансгаз», адаптировать его в соответствии с требованиями ЕС, а также выплатить компенсацию за снижение прокачки: сначала мы хотели $6,2 млрд., затем – $11 млрд., потом уже $16 млрд. 

Если мы проиграем суд, то придется нести немалые судебные расходы. И, чтобы они не ложились на и так многомиллиардный дефицит НАКа, монополиста срочно разламывают на куски. И заодно спешно “крошат” и “Укртрансгаз”. 

Конечно, официальная версия, которую доносят до заинтересованной части общественности при помощи блогеров, намного оптимистичнее. Дескать, наши ПХГ являются самым лакомым куском для потенциальных инвесторов. За ними уже очередь стоит из западных компаний. Все мечтают хранить газ у нас. Поэтому нужна компания, в эксплуатации которой будут находиться только газохранилища.

Что касается труб, то их судьба очевидна: они будут потихоньку пустеть. Разумеется, не так быстро, как могли бы (спасибо антироссийским санкциям), но целенаправленно. Здесь вопрос только времени. 

Поэтому, чтобы сохранить хотя бы часть транзита, нам придется на любых условиях продавать ГТС западным инвесторам (или пускать их в долю), мотивируя дешевизну сделки “включением Украины в систему европейских хабов”. Звучит красиво. Но только звучит. 

Кстати, любопытная деталь. Именно под проект реформирования и дробления “Нефтегаза” в его наблюдательный совет были приглашены влиятельные западные менеджеры. В конце сентября трое из них – независимые директора Чарльз Проктор, Пол Уорвик из ConocoPhillips и Маркус Ричардс из British Petroleum Group – приняли решение покинуть свои должности. 

Как оказалось, свои претензии к Кабмину они изложили письменно. В письме, которое так и не было обнародовано, но на которое ссылались многие обозреватели, якобы сказано, что правительство не решает вопрос кризиса неплатежей за поставленный госкомпанией газ, а это негативно влияет на ликвидность “Нефтегаза”. Другими словами, плавно ведет его к банкротству. Вот вам еще одно возможное объяснение спешки с “расчлененкой”. 

ссылка

  • +1.29 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!