Ядерная и углеводородная энергетики
4,043,799 11,958
 

  ДядяВася ( Слушатель )
13 окт 2017 12:05:10

Что нового в мирном атоме

новая дискуссия Аналитика  858



Генеральная конференция МАГАТЭ

61-я сессия Генеральной конференции Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) прошла в Вене с 18 по 22 сентября. Российскую делегацию возглавил глава Росатома А.Лихачев.

Сессия одобрила проект бюджета Агентства на 2018 г. и приняла ряд резолюций, в том числе, поддержала дальнейшее укрепление деятельности МАГАТЭ по техническому сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии.

Участники сессии согласились с рекомендацией Совета управляющих МАГАТЭ о приеме в члены Агентства Гренады. Членство карибского государства вступит в силу по завершению юридических процедур.

Основной тематикой работающего в рамках сессии научного форума стала ядерная медицина – использование ядерных технологий для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.


В первый день работы сессии состоялось утверждение Ю. Амано на посту генерального директора МАГАТЭ на третий четырехлетний срок (до 30 ноября 2021 г.). Ю. Амано возглавляет МАГАТЭ с декабря 2009 г. Второй срок его полномочий истекает в декабре 2017 г. В январе текущего года кандидатура Ю. Амано была выдвинута на третий срок. 70-летний японский дипломат был единственным кандидатом на переизбрание.

За время работы Ю. Амано на посту ген. директора Агентства была заключена историческая сделка по соглашению об иранской атомной программе.

После своего переизбрания Амано вместе с А.Лихачевым посетил российский стенд и поздравил Росэнергоатом с 25-летним юбилеем. Он заявил, что «МАГАТЭ будет и дальше осуществлять сотрудничество с Российской Федерацией и наращивать его в области ядерной энергетики»; отметил, что Россия – очень важный партнер МАГАТЭ во всех аспектах деятельности Агентства, отдельно выделив работу Росатома по тематике «быстрых реакторов».

В рамках Генеральной конференции Россия подписала несколько международных соглашений, в частности, о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях с Камбоджей и Парагваем, по словам А. Лихачева «новичками в атомной отрасли». Как отмечается в сообщении Росатома «соглашение послужит отправной точкой для начала активного диалога стран в атомной сфере и позволит приступить к практической реализации конкретных проектов сотрудничества».


На «полях конференции» А.Лихачев сообщил о состоянии дел в строительстве новых блоков по российским технологиям в ряде стран: «Отрабатываем подготовительные мероприятия для сооружения новых блоков на площадках «Аккую» в Турции, «Пакш» в Венгрии, «Ханхикиви» в Финляндии, «Бушер» в Иране и «Руппур» в Бангладеш; вместе с египетскими партнерами готовимся к старту работ на площадке АЭС Дабаа (Египет)»:


● «В Бангладеш в ближайшие недели выходим на первый бетон». Площадка АЭС «Руппур» расположена на восточном берегу реки Ганг, в 160 км от столицы страны Дакки. Станция будет состоять из 2-х блоков с реакторами типа ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый. Первый камень в начало строительства был заложен осенью 2013 г. Блок № 1 планируется пустить в 2022 г., блок № 2 – в 2023 г.

● Проект строительства Бушер-2 (Иран) «переведен в стадию практической реализации. Начата подготовка к разработке котлована и возведению новых энергообъектов на территории всей площадки сооружения». Церемония закладки первого камня «в строительство II очереди АЭС «Бушер» (блоки № 2 и № 3) состоялась 10 сентября 2016 г. Заливка бетона («Бушер-2») запланирована на третий квартал 2019 г.

● «На АЭС «Аккую» общие строительные работы уже идут, включая гидротехнические сооружения... Поскольку в Турции мы работаем напрямую с регулятором нашего предприятия, мы надеемся на получение лицензии в этом году».

Проект предусматривает строительство четырех энергоблоков, в составе которых реакторы ВВЭР-1200.

● В районе Дабаа (Египет) «в этом году планируем начать полномасштабную реализацию проекта». В составе АЭС четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200. Египет рассчитывает, что пуск первого блока АЭС состоится в 2014 г. На сессии ген. конференции министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта М.Шакер заявил: «Египет продолжает прилагать усилия по реализации мирной ядерной программы для удовлетворения потребностей растущей экономики и промышленности в сотрудничестве с Российской Федерацией, которая является стратегическим партнером Египта в этом проекте».


На пленарном заседании сессии А.Лихачев заявил, что Россия и Индия подписали полный пакет документов, необходимых для строительства с участием РФ III-ей очереди (блоки №№ 5, 6) АЭС Куданкулам. Генеральное рамочное соглашение по строительству этих блоков, а также межправительственный кредитный протокол, необходимый для реализации проекта, были подписаны 1 июня 2017 г. в Санкт-Петербурге в ходе XVIII ежегодного российско-индийского саммита.



Атомные ледоколы России

Со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге 22 сентября спущен на воду первый серийный ледокол нового поколения «Сибирь» (проект 22220). После спуска на воду уже на достроечной набережной завода на атомоход установят надстройку, электродвигатели, паровые турбины, два реактора. Первый ядерный реактор уже отправлен на Балтийский завод, второй успешно прошел гидравлические испытания и скоро также будет доставлен для сборки и установки на ледокол.


Новый АЛ «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 г. Планируемый срок сдачи судна – ноябрь 2020 г.

Балтийский завод строит три АЛ проекта 22220. Головной АЛ «Арктика» был спущен на воду 16 июня прошлого года, сейчас достраивается. Швартовные испытания «Арктики» начнутся в начале 2018 г. Заказчику он должен быть сдан в мае 2019 г. Третий ледокол этого проекта – «Урал» пока находится на стапеле. Срок его сдачи – ноябрь 2021 г.


Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире: длина судна – 173,3 м, ширина 34 м (вместо 30 на атомоходах типа «Арктика»), благодаря чему ледокол будет способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн. Мощность на валах – 60 МВт. Двойная осадка судна с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как в морской акватории (покоряя льды до трех метров), так и на малых глубинах в устьях сибирских рек. Ледоколы будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, а также с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во время торжественной церемонии спуска на воду АЛ «Сибирь» глава Росатома А. Лихачев сказал: «Мы с удовлетворением отмечаем, что это – серийный ледокол, и пойдет еще один – «Урал». Но хочется большего, я очень хочу, чтобы мы ушли отсюда с мечтой о спуске на воду ледокола нового типа, нового уровня – ледокола «Лидер», в два раза превосходящего по мощности этот».


Проект 10510 «Лидер» – перспективный новый тип российского атомного ледокола мощностью 120 МВт. Технический проект АЛ «Лидер» должен быть завершен к концу этого года. Прошедшие в этом году ледовые испытания модели АЛ этого типа показали, что он соответствует проектным характеристикам.

Главная задача ледоколов «Лидер» – обеспечение круглогодичной навигации по всему маршруту Северного морского пути (сейчас круглый год навигация осуществляется только в Западной Арктике) и проведение крупнотоннажных судов (ширина канала, прокладываемая «Лидером» – около 50 м). Ледокол также может двигаться во льдах толщиной до 4 м. В настоящее время обсуждаются сроки и место строительства суперледокола.

К 2035 г. с учетом вывода из эксплуатации трех из ныне действующих атомных ледоколов (эксплуатацию АЛ «Вайгач» намечено завершить на рубеже 2023–2024 годов, АЛ «Таймыр» – в 2025–2026 гг., АЛ «Ямал» – в 2027–2028 гг.) потребность в атомных ледоколах оценивается в 8 единиц: двух судах проекта 22220 (помимо трех строящихся) и в перспективе до 3-х ледоколов «Лидер».


В Доме ученых им. А.П.Александрова НИЦ «Курчатовский институт» 27 сентября прошла научно-практическая конференция «Атомный ледокольный флот и освоение Арктики», приуроченная к 40-й годовщине легендарного похода АЛ «Арктика» на Северный полюс. На конференции обсуждались современные проблемы развития арктической зоны и пути их решения. С докладом «Ядерные технологии и развитие Арктики» выступил президент НИЦ «Курчатовский институт» М.В.Ковальчук. О состоянии атомного флота России, его задачах и перспективах развития доложил ген. директор ФГУП «Атомфлот» В.В.Рукша.

Экспериментальный рейс на Северный полюс состоялся в августе 1977 г. Преодолев 2528 миль 17 августа АЛ «Арктика» впервые в мире в надводном плавании достиг географической точки Северного полюса. На десятиметровую стальную мачту, установленную на льду, был поднят государственный флаг СССР. Капитан АЛ «Арктика» Ю. учиев исполнил мечту Г. Седова – донес до вершины планеты древко флага его экспедиции и прикрепил его к флагштоку.

В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути. 14 сентября 1977 г. АЛ «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции.

В августе 2017 г. АЛ «50 лет Победы» повторил маршрут ледокола «Арктика» и установил рекорд скорости на маршруте Мурманск – Северный полюс, пройдя его за 79 часов (в 1977 г. путь ледокола к полюсу занял 176 часов).



Запущен третий энергоблок Тяньваньской АЭС

Реакторная установка энергоблока № 3 Тяньваньской АЭС, сооружаемой в Китае при техническом содействии группы компаний ASE («Атомстройэкспорт»), выведена на минимально контролируемый уровень мощности. Это – завершающий этап физического пуска, он начался 18 августа 2017 г., когда в реактор была установлена первая тепловыделяющая сборка (ТВС). Всего в реактор было загружено 163 ТВС. 24 августа загрузка была завершена, для пуска реактора ожидалось разрешение китайского надзорного органа. В октябре планируется энергопуск этого блока – синхронизация с энергосистемой. Согласно графику ввод в коммерческую эксплуатацию блока № 3 состоится в феврале 2018 г., а блока № 4 – в декабре 2018 г.


Пуск ядерного реактора энергоблока № 3 состоялся менее, чем через пять лет после начала его строительства (церемония заливки первого бетона прошла 27 декабря 2012 г.). Это – рекорд по срокам возведения АЭС. Первый блок Тяньваньской АЭС начали строить в октябре 1999 г., пустили в декабре 2005 г. Второй блок возводили с осени 2000 г., его пуск состоялся 1 мая 2007 г. Блоки АЭС «Куданкулам» в Индии находились в стадии строительства более 10 лет.



Росэнергоатому – 25 лет

Концерн Росэнергоатом (электроэнергетический дивизион ГК Росатом) отметил свое 25-летие.

Государственное предприятие «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (Росэнергоатом) было образовано в соответствии с Указом Президента РФ 7 сентября 1992 г. В состав Концерна входят все 10 АЭС России, на которых в эксплуатации находятся 35 энергоблоков: 18 – с реакторам типа ВВЭР (из них 12 – ВВЭР-1000, 1 – ВВЭР-1200 и 5 – ВВЭР-440 различных модификаций); 15 энергоблоков с канальными реакторами (11 – с реакторами типа РБМК-1000 и 4 – с реакторам типа ЭГП-6); 2 энергоблока с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым охлаждением (БН-600 и БН-800).


За четверть века работы атомными станциями Концерна было выработано 3768 млрд кВт·ч электроэнергии, введено в эксплуатацию 8 новых энергоблоков, в том числе блок № 4 Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800 и блок № 1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 поколения «3+». Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) вырос с 52,6% до 86%, а общее количество нарушений сократилось в 3 раза (и в 10 раз – количество инцидентов, классифицируемых по шкале безопасности INES).

На 25 российских энергоблоках был продлен срок эксплуатации.

Подводя итоги 25-летней работы компании, глава Росэнергоатома А. Петров отметил, что за эти годы Концерн стал крупнейшей генерирующей организацией в России и одним из лидеров в мире по эксплуатации и сооружению атомных станций. «Важнейшее изменение за эти годы – это возрождение строительного комплекса. Сегодня мы ведем сооружение 8 энергоблоков АЭС одновременно». По словам А. Петрова в текущем году концерну предстоит осуществить ряд важнейших работ на стройплощадках: «До конца 2017 г. пусковые операции предстоят на блоках № 1 Ленинградской АЭС-2 и № 4 Ростовской АЭС. Кроме того, сейчас активно ведется подготовка к строительству станции замещения – Курской АЭС-2». В мае 2018 г. планируется залить первый бетон в фундаментную плиту здания реактора энергоблока № 1, физический пуск блока № 1 запланирован на ноябрь 2022 г., блока № 2 – на ноябрь 2023 г.

Что касается строительства блока № 2, то в настоящее время ведутся работы по формированию песчаного и песчано-гравийного основания под главный корпус энергоблока.



Центральное хранилище отработавшего топлива Украины

Корпорация частных зарубежных инвестиций, которая является финансовым институтом развития правительства США, утвердила кредит украинскому «Энергоатому» в размере 250 млн долларов для строительства централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Чернобыльской зоне. Этой суммы достаточно для строительства первого пускового комплекса. Решение о размещении ЦХОЯТ в зоне отчуждения было принято в феврале 2012 г. В начале июня 2017 г. правительство утвердило проект строительства ЦХОЯТ, согласно которому первая очередь будет строиться 30 месяцев. В целом хранилище будут строить в 15 этапов на протяжении 16,5 лет. Общая емкость – 458 контейнеров на 16529 отработавших тепловыделяющих сборок.

В ЦХОЯТ с применением передовой технологии поверхностного «сухого» хранения с двухбарьерной герметичной системой изоляции в течение 100 лет может храниться отработавшее ядерное топливо с Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской АЭС (Запорожская АЭС с 2001 г. имеет собственное хранилище).


Реализация данного проекта позволит «Энергоатому» сэкономить «значительные средства, которые тратятся на услуги по хранению ОЯТ АЭС Украины». В настоящее время Украина продолжает вывозить свое облученное ядерное топливо в Россию в рамках межправительственного соглашения о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области ядерной энергетики, заключенного в январе 1993 г. По данным Минэнерго Украины, Киев ежегодно платит России около 200 млн долларов за переработку и хранение облученного топлива.



США намерены поддержать ядерную энергетику

В конце сентября министр энергетики США Рик Перри передал в Федеральную Комиссию по регулированию в области энергетики (FERC) предложения, призванные поддержать угольные, атомные и гидростанции страны. Оказание финансовой поддержки этим станциям министр объяснил необходимостью сохранения надежной и устойчивой работы электросетей, «критически важной не только для нашей национальной и экономической безопасности, но и для повседневной жизни американских семей».


По предложению министерства энергетики США диспетчерские компании должны предоставлять «устойчивым» электростанциям контрактные возможности для получения справедливой нормы доходности даже в тех случаях, если рыночная цена на электроэнергию не позволяет обеспечить этого (в настоящее время контракты, как правило, получают поставщики, предлагающие наименьшую цену).

По своим правилам FERC не может в явном виде потребовать от диспетчерских компаний отдавать преимущество конкретному виду электрогенерации, поэтому Перри предложил потребовать обеспечения справедливой нормы доходности для станций, располагающих 90-суточным запасом топлива на площадке. Под это определение попадают угольные, атомные и гидростанции, а вот газовым станциям и возобновляемым источникам энергии удовлетворить это условие практически невозможно.


В ответ на предложение Р. Перри ряд групп, лоббирующих в США интересы нефтегазового и возобновляемого секторов энергетики, выступили против него, потребовав проведения более детального изучения и 90-суточного публичного обсуждения предложения министра.



Материал подготовила И.В. Гагаринская
  • +0.12 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Senya ( Слушатель )
13 окт 2017 14:44:02

Вопрос не относящийся ни к какой энергетике, но всё же - а сколько часов/дней остаётся открытым такой канал? Сколько времени после прохода ледокола по нему могут идти суда?
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
13 окт 2017 16:00:55

Можно пофантазировать.  
В сплошном льде ледокол не распихивает льдины, оставляет после себя ледяную кашу, а не чистую воду. 
Речь в любом случае идет о минусовой температуре воздуха. Если ледокол тащит за собой проводимое судно на буксире, то это предельный случай быстрого затягивания канала. Если же своим ходом идет караван из нескольких судов, то значит канал — долгожитель. Вопрос в ледовом классе судов каравана. 
Если полынья наших моржей может служить подсказкой, то скорее всего схватывается в опасный для каравана за  сутки?
  • +0.11 / 8
  • АУ
 
 
  Олег60 ( Слушатель )
13 окт 2017 16:09:59

Я иногда почитываю в ЖЖ капитана "50 лет Победы".
Сильно зависит от погодной обстановки.
Бывает, большой караван свободно по каналу проходит, бывает, что и три судна приходится переодически возвращаться и обкалывать,
а бывает, что канал закрывается за кормой и тогда одиночное судно приходится брать на буксир.
  • +0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
13 окт 2017 19:26:37

Вобщем, срок  - часы. Но уже в любом случае не сутки. Мне хотя бы для общего развития.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Олег60 ( Слушатель )
13 окт 2017 20:05:05

ИМХО, в основном от ветра и температуры зависит.
Если штилевая погода, то простоит канал, пока не смёрзнется до непроходимости.
А при штормовом ветре, да поперек канала - лёд прямо за кормой снова сжимается.
  • +0.20 / 10
  • АУ
 
 
  Свой ( Слушатель )
18 окт 2017 11:56:55

Не могу удержаться от вопроса. Угадайте с трех раз, что за хрень, и нафига? Подмигивающий




  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
  Налим_23 ( Слушатель )
18 окт 2017 13:46:03

От прочих судов каравана, очевидно
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
18 окт 2017 16:45:49

Впервые вижу такой кранец... Про караван выше уже было сказано: ледокол во льду иногда не пробивает лед сходу, и идущее за ним судно не успевает притормозить.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
  GT-R ( Слушатель )
18 окт 2017 18:37:14

Такая конструкция кормы и кранца используется при так называемой "проводке на усах". Носовая оконечность проводимого судна попадает в углубление на ахтерштевне ледокола. Заводятся несколько смычек троса в клюзы проводимого судна. Этакий паровозик.

Применяется в исключительно тяжёлых условиях, когда канал забивается битым льдом.
  • +0.17 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
18 окт 2017 20:26:00
Сообщение удалено
slavae
18 окт 2017 21:25:58
Отредактировано: slavae - 18 окт 2017 21:25:58

  • +0.01
 
 
 
 
 
  GT-R ( Слушатель )
18 окт 2017 20:29:43

Впал в невольный грех. Никогда этого слова прежде не писал. Спасибо. Ахтерштевень. Вот так.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Свой ( Слушатель )
18 окт 2017 21:48:54

Бинго! Улыбающийся

Это к вопросу о том насколько хватает канала.
Иногда – его вообще нет. Ломятся, ведя судно на сцепке, через сплошной лед.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
  mich ( Слушатель )
19 окт 2017 22:50:38
Сообщение удалено
mich
19 окт 2017 22:51:32
Отредактировано: mich - 19 окт 2017 22:51:32

  • +0.00