Украина и украинско-российские отношения
204,849,324 348,271
 

  Luna ( Практикант )
19 окт 2017 13:13:12

Масляные реки, экспортные берега

новая дискуссия Статья  146

О новом грандиозном достижении в нашем аграрном развитии во время Киевского международного экономического форума сообщилаторговый представитель Украины Наталия Микольская. По ее словам, Украина стала первым поставщиком подсолнечного и вторым поставщиком сливочного масла в ЕС, уступая в данной позиции лишь Новой Зеландии, которая является мировым масломолочным лидером. 

Очень меня это заявление удивило. Насчет подсолнечного масла сомнений нет. Украина – крупнейший в мире экспортер этого продукта. Минсельхоз США прогнозирует производство подсолнечного масла в Украине на уровне 5,63 млн. тонн, из них 5,1 млн. тонн – экспорт. 

Основным покупателем традиционно является Индия, на втором месте – Китай, на третьем – Испания. Также в ЕС наше масло продается в Италии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Говорят, его очень любят осевшие там мигранты. Оно напоминаем им о доме. Как бы там ни было, экспорт растительного масла в Европу дает нам около $1 млрд. в год. 

А еще мы снабжаем Старый Свет маргарином. Но тут совсем другой порядок цен – всего $19 млн. за первые четыре месяца года. За тот же период мы продали европейцам сливочного масла... на $1,5 млн. Причем две трети его евроэкспорта пришлось на... Нидерланды, которые сами выращивают коров, делают молоко и сыр. 


.....хочу отметить, что общий экспорт украинской аграрной продукции и продуктов питания за 8 месяцев 2017 года составил $11,5 млрд. При этом 26,25% от общего объема – это подсолнечное, сафлоровое и хлопковое масло; 20,34% – кукуруза; 12,87% – пшеница и смесь пшеницы; 2,29% – мясо птицы. Все остальное, включая и сливочное масло, меньше или около процента. 

Почему же мы тогда так цепляемся за этот процент и так ему радуемся? Потому что сливочное масло – это уже продукт переработки. Как сказала Микольская: “Нас часто упрекают, будто бы мы становимся экспортером только сырья. Но это не так. Мы стали ключевым экспортером в ЕС сливочного масла – разве это сырье?”. Да нет, не сырье. Практически высокотехнологичный продукт. 

Правда, надо знать секрет, как наше масло попало в Европу. Дело в том, что сейчас там возник его дефицит. Точных причин никто не знает. По одной из версий, прошло увлечение спредами. И масло вновь становится популярнее всяких “легких” маргаринов. Французские кондитеры жаловались, что страна может на Рождество остаться без сдобы и круассанов. Поэтому Европа охотно берет сейчас нашу продукцию и выдает необходимые сертификаты отечественным производителям, особенно, если они – часть транснациональных корпораций. 

Более того, производители не сильно печалятся, что полугодовая квота на беспошлинный экспорт, составляющая 900 тонн, давно превышена и за доступ к “свободному европейскому рынку” нам надо платить дополнительную пошлину в размере 10%. 


По мнению экспертов, основным преимуществом украинского сливочного масла на европейском рынке является его... невысокая цена – почти на евро ниже, чем у основных конкурентов. 

Но одним масляным экспортом сыт не будешь, поэтому приходится налегать на экспорт зерна. В этом плане октябрь – месяц для экспортеров жаркий, несмотря на промозглую погоду и постоянные дожди. 

Традиционно свыше трети всего объема базовых экспортных позиций (зерновые, масличные культуры, продукты переработки зерна, шроты) отгружаются на протяжении октября-декабря. Увеличение экспорта зерна, которому мы так радуемся, означает повышение нагрузки на экспортную инфраструктуру. Которая с большим трудом пережила октябрь и теперь застыла в ожидании “ноябрьского всплеска”. 

При этом львиную долю агропродукции приходится отправлять далеко. В первой пятерке покупателей – Индия, куда за полгода было отправлено масла, зерна и проч. на $1,3 млрд., Египет – $986,1 млн., Испания (хамонные свинки обожают нашу кукурузу) – $731,6 млн. и Китай – $631,8 млн. 

Из общего фона выбивается третий по объему покупатель – Нидерланды, которому мы поставили разной продукции на $762,8 млн. Но не спешите задумываться, чем они там объедаются из наших “смаколыкив”. На самом деле Нидерланды – это традиционный оффшор, через который оформляется часть экспортных сделок. 

А что же цены, которые, по словам Гройсмана, растут из-за экспорта? Ведь если исходить из контекста, то речь шла не о сливочном масле и не о зерновых, а о резко подорожавших в последнее время овощах и фруктах. Неужели мы и тут в лидерах и засыпали Европу своими овощами?

Статистика этого не показывает. С начала года экспорт тепличных овощей вообще обвалился и был самым низким за последние 10 лет. В августе нам удалось немного нарастить объемы, но лишь поставок томата, который идет на кетчупы и пюре.


Не видно, чтобы мы с размахом торговали огурцами, луком, чесноком, замороженными овощами, черникой, замороженной малиной и орехами, а тем более кapтoшкой, кaпуcтой и кopнеплoдами, цены на которые снова резко выросли. 

Так в чем же причина? Раскрою секрет: на самом деле экспорт тут ни при чем. И даже погода (поздняя весна) не виновата. Все очень банально. С 1 июля отменено государственное регулирование цен. Другими словами, предельные торговые надбавки к оптовой цене производителя на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные. Раньше это было не выше 15%. 

Именно поэтому подорожали мясо, колбасы, молокопродукты и рыба, которые мы пока активно не экспортируем. Ни в ЕС, ни в страны третьего мира. Так что ответ на вопрос, кто сожрал урожай, можно сказать, найден. Его сожрала инфляция.

Подробнее ссылка

  • +0.53 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!