История Евразии от древних времён и далее
943,499 4,646
 

  МОВ ( Слушатель )
26 окт 2017 15:10:54

Ямские станции

новая дискуссия Дискуссия  798

Вызрел такой вопрос: Вики утверждает, что во времена Золотой орды на Руси были созданы ямские станции для казенной надобности, но, если я не ошибаюсь при Петре 1 они исчезли. Интересно узнать мнения по этому поводу, ведь дело было нужное, передача информации практически со скоростью света.
НХ утверждает, что это потому что содержать такие станции очень дорого, поэтому при воцарении Романовых от них отказались.
  • +0.02 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
26 окт 2017 15:23:03

Государственные курьеры могли брать сменных лошадей в гарнизонах, а путникам смену предоставляли придорожные трактиры. Госслужба и коммерческие услуги разделились.  
Просто ямы переименовали в трактиры, а ямщики остались ( а не стали тракторами Улыбающийся )
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
  КРАЙ ( Слушатель )
31 окт 2017 14:28:24

Ммммм... если ссылаться на вики, то та же  вики утверждает что ямы оставались аж до XX века...
.......
Ямы были учреждены в период Золотой Орды для её связи с окраинами. После распада Золотой Орды ямская система в России сохранилась и использовалась для связи между российскими городами.

С помощью системы ямов, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст (43—53 км) друг от друга, с Москвой были соединены АрхангельскНовгородПсковСмоленскНижний Новгород и северные, а позднее и украинские города.
Ямская повинность отбывалась или всем окрестным населением, обязанным по требованию правительства доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками, или выполнялась ямщиками из охочих людей, устроенных на особых землях в ямских слободах. Все дела по ямской гоньбе сосредоточивались в Ямском приказе (упоминается с 1516 года), переименованном в 1723 году в Ямскую канцелярию.
К началу XX века в Российской имерии оставалось очень мало ямов, так как гоньба, где таковая существовала, отправлялась с подряда или вольными почтами.Улыбающийся
  • +0.02 / 6
  • АУ
 
 
  Свой ( Слушатель )
31 окт 2017 20:22:20

Не читайте всякую хрень, написанную на заборах пьяными наркоманами. Козленочком станете. Подмигивающий
А то тут некоторым товарищам уже даже тевтонские битвы в темных прибалтийских лесах мерещиться начали Крутой
.
Летописи свидетельствуют, что во времена правления великого князя Олега по всей Древней Руси гонцы с княжескими посланиями имели право менять уставших лошадей в любом селе по пути следования или просто конфисковать коня у первого встречного на дороге.
В Х веке на Руси появилась отдельная княжеская повинность под названием «повоз», для нее население было обязано предоставлять лошадей, повозки и лодки для перевозки гонцов.
Особое место в истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV веков, поскольку она была не государевой, а частной. Находки берестяных писем-грамоток доказывают, что в Новгородской республике была развита система доставки частной корреспонденции.
В XIII веке на Руси была организована более быстрая служба для доставки письменных сообщений на сменных лошадях по «гонам» , то есть перегонам, так называемая ямская гоньба. Почтовые станции были устроены через каждые 30–40 км и предназначались для смены лошадей и отдыха гонцов. Местным жителям предписывалось содержать необходимое число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались «ямами»
Существуют гипотезы, что в 13 веке русская ямская почта была продлена на территорию Орды, в 18 веке прозванную поляками  "Золотой". Но это уже область чистого вымысла.
Ямская почта плавно отмерла с появлением и развитием железных дорог. За утратой преимущества в скорости.
  • +0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
31 окт 2017 20:29:35

И Вам козлом становится не советую.
Почта и ямы одно другому не мешает, такая у нас история длинная и древняя
и не одними немцами Русь прирасталаПодмигивающий
Из истории Почты
Доставка вестей и почты в IX - XVII вв.

Это государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах, где не было железных дорог и для перевозки пассажиров.

Потребность в получении известий из других местностей и стран относится к глубокой древности.  Наши предки славяне, как и другие народы в своей хозяйственной и военной деятельности осуществляли связь посредством гонцов, которые приносили сообщения как устные, так и письменные или облаченные в символическую форму. Ассирийская легенда прошлого повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху 12-й династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии.




Уже с 885 года в русских летописях появляются слова «послал весть» или «послал сказать». «Послал Олег к радимичам спрашивая…»- читаем мы в «Повести временных лет  о событиях 885 года.

В Витебске и Мстиславле найдены Берестяные грамоты с письменными сообщениями. Так в грамоте из Витебска, датированной ХIII — ХIV веками, некий Степан просит Нежилу купить ему ячменя.

Западные земли Руси вошли в состав древнего Киевского государства в IХ-Х веках. На этих землях воздвигаются опорные пункты князей — Берестье (Брест), Городно (Гродно), Волковыйск (Волковыск) и другие населения. К ним потянулись пути от более древних городов этого края. По ним везли дань, ездили торговать, спешили княжеские гонцы. В Киевской Руси была установлена повинность «повоз», по которой население обязано было поставлять лошадей и повозки для перевозки княжеских гонцов и кладей. Гонцы доставляли распоряжения князя в  различные пункты страны. Гонец был вооружен шашкой и луком со стрелами. Иногда гонец ехал и без грамоты, особые вести заучивал наизусть. О своем прибытии он оповещал звуками рожка.




С первой половины ХIII века западные земли Руси включаются в состав Великого княжества Литовского.

В летописи конца ХIV века упоминается княжеская почтовая служба. Великий князь и удельные князьки содержали гонцов для пересылки сообщений и указов как устных, так и письменных. Быть княжеским гонцом мог далеко не каждый. Ведь эта профессия требовала хорошего знания местных дорог, умения ориентироваться днем и ночью, быть смелым: в пути гонцов подстерегали встречи с диким зверьем и разбойниками.


ПЕРЕВОЗКА ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ, ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ В ХIV-ХVI ВЕКАХ.




В ХIV-ХVI веках Московские князья установили «Ямскую гоньбу», которая просуществовала до ХVIII века.

По дорогам, через каждые 20-30 верст, были устроены станции — «Ямы»или «Ямские дворы» для смены и кормления лошадей.

Слова «Ям»и «Ямщик»татарского происхождения. Слово «Ям» происходит от слова «Дзям» — дорога,  «Ямщик» от «Ям-чи» — проводник.

По указу императора некоторым городам и деревням было вменено в обязанность содержателя, содержать для этой цели за счет жителей города или деревни положенное количество лошадей и ямщиков, т. е. были устроены почтовые станции. Крестьяне ямских слобод (станов) должны были, отбывая повинность, содержать в исправности дороги и мосты, поставлять лошадей, подводы и даже продовольствие с определённого числа дворов. Задача содержать ямы и дороги в порядке была не из лёгких. Исполнять ямскую повинность, то есть выдавать по требованию лошадей, подводы со всех дворов и дежурить на станции должны были крестьяне (сошные люди) по очереди. Соха — территориальная единица выплаты подати крестьянам.




На ямском дворе несколько ямщиков «несло Государеву службу». Ямщики на тройках лошадей перевозили «Государевых людей и клади». К ямским дворам были приписаны прилежащие деревни, составляющие Ямской округ каждого Яма.  Сельскому населению было вменено  в обязанность содержать положенное число лошадей и ямщиков, которые должны во всякое время быть готовыми для доставки царских приказов и посланий.

Ямская гоньба

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник».
Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Почтовая служба в Великом княжестве Литовском налаживается с 1557 года. Специальная почтовая служба на территории Белоруссии имела много общего с ямской службой в Московском государстве. Вдоль главных почтовых дорог располагались «ямы» — почтовые станции через каждые 3 — 7 миль. В белорусских городах роль почтальонов выполняли особые лица, так называемые «королевские дворяне», доставлявшие распоряжения государственных органов власти. На время военных действий для передачи различного рода донесений создавалась «служба листовая и путная» — прообраз войсковой связи. От  крупных городов в разных направлениях расходятся почтово-торговые дороги с почтовыми станциями.




В 1568 году на совместном сейме Короны и Великого княжества Литовского было постановлено, что на содержание гонцов, перевозку послов и государственных лиц с городов и местечек должна собираться «гонецкая пошлина». Каждое селение или деревня, лежащие в пределах того или иного гонецкого участка, должны были содержать несколько лошадей «для посылки их в подводы». Окрестные крестьяне (ямщики) должны были перевозить на подводах от станции к станции княжеских гостей, послов, государственных лиц.




Со Смоленска на Минск дорога шла через Дубровно — Оршу — Друцк — Борисов.

На Вильно шел путь через Радошковичи — Молодечно.

Минск был связан торговыми путями с Могилевом, Гродно, Брестом. По этим дорогам курсировали и «королевские дворяне», и окрестные крестьяне (ямщики).

В 1583 году на первом в Белоруссии почтовом тракте — Варшава — Белосток — Гродно — Вильно была введена система тарифов, которая действует сегодня во всех странах мира. Стоимость пересылки определялась видом отправления и его весом.




В ХVI веке на Руси Царь Михаил Федорович завел особый «Ямской приказ», начальником которого был назначен князьПожарский(1618-1619), он заведовал ямщиками, проверял Гонебные книги, выдавал подорожные, ведал почтовой частью, которая с момента ее появления была в неразрывной связи с Ямской. Был установлен строгий порядок пользования лошадьми с ведением подорожных грамот, выдаваемых на право пользования Ямскими лошадьми и подводами от имени великого князя, а позже — от имени государя.

В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича во время войны с Польшей был построен «ям» в городе Полоцке. Из Полоцка почта доставлялась в Себеж, Невель, Друю.
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Свой ( Слушатель )
31 окт 2017 21:00:00

Вот видите, не Викой единой жив человек! Улыбающийся
Кстати, вы заметили, что о существовании почты – хоть ямской, хоть скороходовской, хоть на коврах-самолетах – в некой сказочной "Золотой орде" ни одной собаке неизвестно?
Пьяными наркоманами на заборе что-то невнятное нацарапано – и все.
Вот везде почта с со своей собственной историей имеется – а у татар нет. Абсолютно!
Как-как, сказываете, и почему ямщики называются? Подмигивающий
  • +0.04 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
31 окт 2017 21:08:35

Собакам естественно не известно, а людям известно, 
как и то что мой предыдущий ответ не из вики, да и этот тоже
Сибирский тракт
Дорогу из Перми в Соликамск и Чердынь называют одной из самых древних в крае. В давние времена по ней
  • с депешами к чердынским и соликамским воеводам спешили государевы люди;

  • ехали в Сибирь послы и торговцы;

  • шли, гремели кандалами, каторжники - участники крестьянских восстаний;

  • пленённые шведские солдаты и офицеры.


По ней везли денежную казну и меха сборщики налогов, доставляли на торговые рынки России соль – пермянку. По ней в 1918 г. мчались в Соликамск красногвардейские отряды, а в 1919 г. отступали теснимые Красной армией колчаковцы. Дорога называлась Соликамским почтовым трактом и являлась основной транспортной магистралью, соединяющей Пермь Великую с городами Российской империи.
Судя по карте Пермской губернии 1887 г. И. Я. Кривощёкова она проходила в близком расстоянии от левых берегов рек Камы и Вишеры, через реки Чусовая, Яринка, Селищная, Б. Вязовая, Добрянка, Луг, Косьва, Яйва. Пересечь их можно было по зимнему пути или на пароме.
Нашему современнику трудно представить автомагистраль в далёком прошлом. Протяжённость Соликамского тракта 206,5 вёрст (220,9 км.) сегодня составляет 200 км. Часть его - относилась к Пермскому уезду, другая - к Соликамскому. Границы уездов отмечались каменными плоскими столбами. Ширина проезжей части составляла 1,5 сажени (3,2 м), что соответствовало правилам строительства государевых дорог изложенным в Судебнике царя Федора Иоановича 1589 г. В нём же, кстати, было впервые дано распоряжение об установке дорожных указателей - «...по дороге ставить вехи, до тех мест, чья земля имеется...» В 80-х годах XVII в. в России было проведено измерение верст, упорядочена их длина, на дорогах начали ставить указатели расстояний – верстовые столбы.
Каждый из уездов обязывался поддерживать состояние своего участка: организовывать ремонтные работы, вырубать с дороги мелкую поросль, очищать от снега и устраивать снежную защиту, прочищать канавы и трубы, поддерживать в исправности мосты и паромные перевозы. Работы возлагались на крестьян местных деревень, которые, таким образом, освобождались от ямского налога. Дорожным покрытием служили гравий и щебень. Его везли с р. Камы. Можно представить какие неудобства испытывал пассажир, несколько дней трясясь в повозке, задерживаясь в пути во время снежных заносов и распутицы.
Ямские почтовые станции

В начале с XVII в. на почтовых трактах устанавливаются ямские станции. Первыми ямскими станциями Соликамского участка тракта стали Соль Камская и Романово. Обслуживанием ямских станций занимались приписанные к ней местные жители. В обязанности их входило содержание лошадей, «кормление» постояльцев. В челобитнях соликамских посадских людей к Великим князьям и царям не раз сообщалось об обременительности ямской повинности. «...По указу государя и по московским и городовым подорожным ездят мимо Соль Камская сибирские власти, бояре и наши воеводы, и всякие приказные люди, головы, послы и посланники, дети боярские, и всякие сибирские служилые люди с денежными и с товарными нашими казнами, и ссыльные люди, и у Соли веснуют и осенуют, а становятся на их усольских дворах, и бывают месяца по два и по три месяца дожидаются пути, и в том усольцам чинятся разорение великое...» - писал земский староста Федька Труфакин в 1682 г.
Станция включала в себя две-три избы, конюшню и сарай для сена и овса. В избах, предназначенных для отдыха пассажиров, в непогоду ожидающих лошадей по нескольку дней, скапливалось порой до десятка человек. Содержащиеся на государственный счёт станции не отличались ухоженностью.. Такое положение было повсеместно в России. Ямским станциям поэт Пётр Андреевич Вяземский посвятил едкую эпиграмму:
« Род сараев, балаганов,
Где содержат для гостей
Очень много тараканов,
Очень мало лошадей ».
«Командовал» станцией утверждённый Приказом служащий - станционный смотритель. Ему подчинялись ямщики, всегда готовые везти государственную почту и пассажиров. Находящимся на государевой службе ямщикам надлежало своевременно доставлять письма адресату, «держать их в специальных мешках, под пазухой, а буде подмочат или потеряют, то быть им пытанным…».
В XVII - XVIII веках ямщиков выбирали, как сказали бы сегодня, на конкурсной основе. Претендент должен был иметь рост не ниже 180 см, быть женатым, иметь наследника и уметь хорошо свистеть. Подъезжая к ямской станции, он свистом оповещал о своём приезде.
При Петре I для них вводится униформа: зипун синего цвета с красным кушаком и шапка – малахай с красной каймой. Непременной деталью костюма являлся подвешивавшийся к поясу нож.
Работа ямщиков была трудной, а порой и опасной - случались нападения «лихих людей» и «серых разбойников». В популярной русской песне поется о том, как «в степи глухой замерзал ямщик». Такое действительно случалось.
В 1714 г., из экономии, большая часть ямщиков снимается с казённого довольствия. Государственные ямщики используются только для доставки важных циркуляров и провоза государственных чиновников. Для отличия их экипажей от остальных было принято использовать поддужные колокольчики. Надписи на некоторых из них гласили - «Звону много – веселей дорога», «Кого люблю, того и дарю».
Перевод ямщиков на самоокупаемость привёл к росту цен ямской «гоньбы». Конфликты между пассажирами и ямщиками порой доходили до «кровавых схваток». Помните у А. С. Пушкина в «Станционном смотрителе» - «...Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитает их извергами человеческого рода? ... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! ...» В нач. ХIХ в. правительство было вынуждено издать закон, оберегающий ямщиков и смотрителей от «обид и произвола»: под угрозой штрафа в 100 р. путешествующим запрещалось чинить ямщикам побои, а смотрителю притеснения.
Земские станции
После отмены крепостного права дело поддержания в исправности грунтовых дорог и ямских трактов, содержания станций, организации доставки почтовой корреспонденции передаётся земским учреждениям. Открывается новые станции внутри уезда, создаётся почтовые конторы при станциях, вводится особые земские билеты, гарантирующие беспрепятственный проезд пассажиров до места назначения.
Бесплатные земские билеты полагались только членам земской управы, разъезжающим по делам службы, земским служащим – врачам, учителям, агрономам, особо важным государственным чиновникам, а так же арестантам, рекрутам, судебным следователям.
В 1871 г. в уезде было 64 земских станций (1884 г. – 53). Оставляя за собой самые значимые – Соликамскую и Романовскую земство передавало их по контракту на 1-3 года арендаторам. «На подряде», например, находились Зырянская, Веретинская, Усольская, Орловская, Пыскорская и др. станции. Арендатор обязывался содержать помещения в чистоте, иметь при каждой паре лошадей по 1 летнему и 1 зимнему экипажу, подавать лошадей не долее, чем через 1 час, обслуживать тех лиц, кто предъявляет билеты от уездного земства или управы. В случае не соблюдения условий контракта, жалоб пассажиров договор на аренду расторгался. Так в 1911 г., «принимая во внимание небрежность арендатора Юшкова по содержанию Веретинской станции», земская управа расторгла с ним договор. Для приведения в порядок этой станции – закупку лошадей, экипажей, сбруи, фуража, найм ямщиков оно затратило 3150 рублей. По семейному преданию Юшковы долгое время содержали в аренде и Усольскую ямскую почтовую станцию. В фондах Березниковского музея хранится именная печать из хрусталя С. Д. Юшкова с изображением дороги, двух изб в окружении елей.
Земские ямские станции действовали в Соликамском уезде до 1918 г. Ямская служба сохранялась вплоть до начала 30-х годов ХХ в. Свидетелями их истории служат немногочисленные документы, фотографии, поддужные колокольчики, хранящиеся сегодня в Березниковском историко-художественном музее.
  • +0.02 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Свой ( Слушатель )
31 окт 2017 23:31:45

То есть, ответы своих собеседников вы не читаете?
Даже если они всего из шести строк?
Очень жаль Незнающий
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
01 ноя 2017 13:58:43

Как бы Вам сказать, 
Вы похоже мой ответ не прочли совсем.Улыбающийся
Добавлю, 
выдержка из журнала "Вокруг света", 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уроки китайского для нерадивой почты
Начало этого года было неблагоприятным для «Почты России». Ее службы накрыл перманентный кризис, время доставки бандеролей выросло с двух недель до двух месяцев, из-за чего международные системы интернет-торговли отказались обслуживать российские адреса. Но даже до того, как это произошло, эти адреса пользовались дурной славой: в половине случаев до адресатов посылки не доходили, а если и доходили, то явно не в обещанные две недели.

Люди XXI века склонны недооценивать достижения прошлого, и многим из них покажется удивительным, что тысячу лет тому назад подписанный китайским императором в Пекине указ уже на следующий день зачитывался во всех провинциях громадной империи. И все же так оно и было! Столь необыкновенная скорость прохождения информации объяснялась тем, что на огромном пространстве Поднебесной функционировала отлаженная система почтовых трактов и станций, отстоявших друг от друга на строго определенном расстоянии.

При каждой такой станции жил специальный чиновник, подчинявшийся мандарину, правившему провинцией, а так как в Китае с чиновников всегда спрашивали строго и отвечать за упущения по службе приходилось, чаще всего, собственной головой, система работала с похвальной четкостью. Но не одно только усердие опасавшихся за своё благополучие и саму жизнь чиновников было движущей силой имперской почтовой системы — бесперебойную связь столицы и самых отдаленных провинций обеспечивали пешие курьеры, носившие в своих заплечных сумах послания от властей и частных лиц.

В курьеры брали людей с большим разбором, заставляя сдавать специальные экзамены, устраивая кандидатам на должность разные каверзные проверки. После того как претендент на курьерскую должность проходил первые испытания, наступала пора тщательных тренировок. Новичков учили передвигаться по любой местности «легким шагом», постоянно поддерживая одинаковый темп ходьбы, держать дыхание, рассчитывать свои силы, распределяя их равномерно, и даже правильно питаться — вся хитрость курьерской диеты заключалась в балансе: в дорогу нельзя было отправляться натощак или наевшись досыта. Такая тщательность выбора и подготовки объяснялась тем, что китайские почтальоны должны были проходить расстояние между станциями за урочное время. День ли ночь, зима или лето, по равнине проложен маршрут или в горах — если почтальон приходил позже установленного срока, его штрафовали, а в случае повторного опоздания с позором гнали со службы.

Такое устройство китайской почты было практически скопировано завоевавшими Китай монголами, изменившими в ней только один элемент — их курьеры были конными, что ещё более увеличивало скорость движения сведений. Невероятная по размерам трансконтинентальная империя, созданная Чингисханом и его потомками, была покрыта почтовыми станциями, называвшимися «ям», где держали запасных лошадей — там происходила смена посылаемых с известиями гонцов. На каждом «яме» строились конюшни, амбары для фуража, помещения для отдыха гонцов. Нередко подле «яма» находился постоялый двор для проезжающих.
Вместе с монгольской армией хана Батыя в XIII веке ямской способ курьерской службы попал на покоренную завоевателями Русь, и это «китайское наследие» монголов прижилось у русских на долгие шесть веков.


В XVI веке в Китае эпохи Мин почта играла важную объединяющую роль для всего государства. Ямская гоньба, введенная в практику в Поднебесной, со временем перекочевала и на простоты соседней северной империи. Карта (Creative Commons license): Itsmine

Люди Ямской слободы
После распада Золотой Орды и выхода русских княжеств из-под власти её правителей система ямов не исчезла. Наоборот, постепенно развиваясь, по мере объединения под властью Москвы остальных русских земель, ямские станции, между которыми было по 40–50 верст расстояния, появлялись всюду, обеспечивали устойчивую связь между Москвой и АрхангельскомПсковомНовгородом, Смоленском и Нижним Новгородом. Езда с ямщиками была недорогой и скорой: по свидетельствам посещавших Москву иностранцев, зимой, когда дороги были хороши и реки покрывались льдом, от Новгорода до русской столицы можно было добраться за 52 часа, что и по сегодняшним меркам очень не худо.
По устоявшейся ещё со времен золотоордынского владычества традиции возчики, служившие при «ямах», назывались ямщиками, а их работа «ямской гоньбой». Занимались этим делом «охочие люди», то есть вольные, а обеспечение ямской гоньбы всем необходимым являлось одной из общественных повинностей, которая возлагалась на Ямские слободы. Всей этой системой управляло специальное учреждение — с 1516 года оно называлось «Ямской приказ», в 1723 году переименованный в Ямскую канцелярию.
В любом старинном русском городе, стоящем у большой проезжей дороги, можно отыскать следы прежней ямской слободы, а в древней подмосковной Коломне «ям» находился испокон веку, и свидетельство тому название Ямской башни городского кремля — возле этой башни от Рязанского тракта был поворот на Владимирскую дорогу. Там же у Ямской башни, где на Житной площади шумело торжище, находилась ямщицкая биржа, где пассажиры подряжали ямщиков везти их в Москву, РязаньКаширу или в иные места. Сохранились даже сведения о расценках за услуги коломенских ямщиков, относившиеся к первой половине XIX века Так, скажем, до Москвы они брались доставить за два дня, усаживая в большой тарантас до шести человек, беря по три рубля серебром с места. Да на задок тарантаса умещалось трое, плативших по 50 коп., и ещё сажал возница одного пассажира к себе на облучок, так же беря с него полтину. Таким образом, выходило, что за одну ездку в Москву ямщик получал рублей двадцать, да и обратно ехал не пустым, и за вычетом всех расходов, в месяц у него набегало «чистыми» до 70 руб., что по тем временам было более чем недурно.
Коломенская Ямская слобода, раскинувшаяся вокруг церкви Троицы-на-Репне, и нынче остается всё в той же неприкосновенности, и мало поменялась видом. Несмотря на то что Ямская слобода находилась совсем недалеко от крепости, где в былые времена сосредотачивалась вся светская и духовная власть ближайшей округи, тем не менее «ямщики» держались особняком от горожан. Быт ямщиков, наследственность их занятий, особая юрисдикция, которой подчинялись слобожане, только подчеркивали их обособленность.
Исстари слобожане несли повинности особого рода. После того как в XVIII столетии старинные «ямы» были преобразованы в «почтовые станции», жители коломенской Ямской слободы брали на себя содержание двух станций в уезде — в Коломне и селе Степанщине — по двадцать семь лошадей при каждой, и половинную долю на станции в Бронницах, обеспечивая гоньбу восемнадцати лошадей. Каждому, кто вызывался на эту службу, «ямское общество» платило деньги, распределяя размеры взносов между всеми по довольно оригинальной системе.
Община Ямской слободы была крупным землевладельцем — одной усадебной земли каждому члену общины полагался надел в 30 саженей длины и 8 ширины (сажень = 2,13 м, то есть всего получается около 1,1 тыс. м2, или 11 соток). Кроме того слободе принадлежали 964 десятины пашенной и сенокосной земли. Распределение долей пользования этими общественными землями и отчислений на содержание почтовых станций были увязаны между собой, а платежной единицей, в которых эти доли измерялись была… «одна ножка». Неискушенному и постороннему человеку разобраться в этих расчетах слобожан было трудно, но для самих «ямских» это было «обыкновенное дело». Основой расчета было количество содержавшихся на станциях лошадей: путем сложения 27 + 27 + 18 — получаем 72 головы. Но «ямские» считали не головы, а ноги — умножая 72 на 4 — получалось 288. Упомянутая выше «ножка» по сути соответствовала четверти стоимости содержания лошади на станции.

Таким образом, повинность раскладывалась на 288 «ножек», которые делись на «половинки» и «четвертинки», и про одного говорили «такой-то гоняет три ножки», а про другого «да он только полножки гоняет» или «одну с четвертью». По числу «ножек», платившихся каждой усадьбой Ямской слободы на содержание станций в Коломне, Степанщине и Бронницах, пахотная земля и покосы так же делились на 288 долей-«ножек». Тому ямщику, который «гонял три ножки», полагались три доли земли, а тому, кто «гонял полножки», соответственно отмеривали и половину земляной доли.
 
Николай Егорович Сверчков (1817–1898), «Тройка зимой». Дополнительная сложность зимней работы ямской гоньбы заключалась в том, что дороги заносило снегом, и они становились практически неразличимы

Подмигивающий
  • +0.01 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
04 ноя 2017 08:49:44

Тема ямских станций оказалась очень интересна
И трактовка ямских станций очень разнообразна, к примеру
ЯМСКАЯ ГОНЬБА 
правда она построена на современной фонетике и лексике, поэтому представляется крайне слабой,  но не отвергает главного, что ямские станции существовали и во времена Орды и во времена правления Великих князей....
а это об остатках тех ямских станций что дожили до наших дней
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЧТОВЫХ СТАНЦИЙ НА НАРВСКОМ ТРАКТЕ
и там приводятся интересные цифры, о том сколько стоило казне и содержание их, и перемещение вельможных особ.Улыбающийся
  • +0.02 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
04 ноя 2017 11:54:19

Осталось только понять, что это русское изобретение, избы тоже существовали во времена Орды.
  • -0.01 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
04 ноя 2017 15:48:03

Вас покусали древние укры? 
Что ещё предлагаете "понять", что мы Уральские горы насыпали и выкопали Балтийское море?Шокированный
  • +0.00 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
04 ноя 2017 16:04:56

Смешно от Вас слышать слово МЫ, как-то сразу Ахеджакова вспоминается.Жующий попкорн
  • 0.00 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
04 ноя 2017 16:18:46
Сообщение удалено

04 ноя 2017 20:31:04

  • -0.04
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
04 ноя 2017 20:36:53

Ну что я могу поделать, если вам она родная душа.
Даже обижать вас обоих не хочется, она актриса, когда то была неплохая, вон даже Вы вспомнили, 
и даже меня заставили "вспоминать", вбил её имя в яндекс и вспомнил Подмигивающий
  • -0.03 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
31 окт 2017 21:21:13

Андрей пока в бане, он этим ником своего родственника пользуетсяПодмигивающий
  • +0.01 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  КРАЙ ( Слушатель )
31 окт 2017 21:30:51

То что Вы лгун известно всем.
Да ещё на грантах.
Родственник показывал мне Ваши посты где это наглядно видно,
да и тот пост где Вы хвастались что "купили администрацию ГА и договорились его из модераторов, а всех кто левее правых в бан тоже показал". Жалко что он скрины не хранит, а Вы и ваши хвастают и трут.Позор

Он просчитал, что сейчас Вы стремитесь выйти в плюсы на исторических, чтобы стать здесь модераторов и уничтожить всех оппонентов, для этого и создали многопостные ветки, чтобы ваши черносотенцы Вас из дилетантов вытаскивали(с).Позор
  • 0.00 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
31 окт 2017 22:02:50

Как знакомо Веселый Прям неполживостью так и пахнуло. Я всё видел, но батарейки сели и сфотографировать не смог.Жующий попкорн
  • +0.02 / 12
  • АУ