ЦитатаBombardier готова выйти из производства пассажирских коммерческих самолетов
28.10.2017
Как сообщил осведомленный инсайдер Сильвайн Фауст на веб-ресурсе www.fliegerfaust.com , канадская группа Bombardier Inc. находится на пороге полного отказа от самостоятельного производства пассажирских коммерческих самолетов, осуществляемого ее дивизионом Bombardier Aerospace. После недавнего соглашения с европейской группой Airbus о создании совместного предприятия о развитии программы узкофюзеляжного пассажирского самолета CSeries (в котором у Airbus будет большинство акций в 50,01 %, у Bombardier - более 31 % и у правительства канадской провинции Квебек - менее 19%), теперь Bombardier Inc. ведет переговоры о продаже китайцам программы своего турбовинтового регионального пассажирского самолета Bombardier Q400.
...
В то же время права на производство турбовинтового регионального самолета Q400 будут полностью проданы в Китай - видимо, китаской государственной авиастроительной корпорации AVIC. Ранее AVIC приценивалась и к приобретению CSeries, но эти их попытки были заблокированы канадским правительством с целью недопущения утечки передовых технологий в КНР. В отношении программы Q400 таких опасений нет, тем более, что изготовление фюзеляжей и хвостовых частей для Q400 уже давно на подрядной основе осуществляется на предприятии AVIC SAC Commercial Aircraft Co. в Шэньяне. Теперь, видимо, там будет организовано и полное производство Q400, хотя Bombardier сохранит роль поставщика кабин для них с предприятия Сент-Лорене / Монреале в Квебеке. Сейчас сборка и кастомизация Q400 осуществляются Bombardier Aerospace на заводе в Dowsview около Торонто, Онтарио, будущее которого теперь неопределенно. Производство самолетов Q400 для Bombardier сейчас убыточно.
Более того, перспективы ликвидации, согласно статье, нависают и над производством реактивных региональных пассажирских самолетов Bombardier CRJ. Источники Фауста сообщают, что Bombardier обращаются к заказчикам CRJ, ожидающим новых поставок этих самолетов, предлагая конвертировать их заказы в самолеты CSeries. Это, видимо, предвещает возможность "сброса" и производства реактивных региональных самолетов CRJ.
Если это произойдет, то у Bombardier Inc. останутся только два наиболее высокодоходных ее сегмента - подразделение Business Aircraft по производству "бизнес-джетов", и железнодорожный дивизион Transport Division (который на 30 % контролируется квебекским государственным инвестиционным фондом Caisse de dépôt et placement du Québec (CDPQ)).
Данное сообщение не выглядит неожиданным, поскольку производство региональных самолетов Bombardier последние годы переживает очевидные трудности в продажах, усугубленные огромными расходами корпорации на создание самолета CSeries.
Так, на 1 января 2016 года портфель заказов на региональные реактивные самолеты Bombardier CRJ составлял 79 единиц, на 1 января 2017 года - 52 единицы, и на 1 июля 2017 года - 47 единиц. В 2016 году были получены лишь 19 новых заказов на самолеты серии CRJ, а за первое полугодие 2017 года - только 10 новых заказов. При этом объем поставок CRJ составил в 2016 году 46 самолетов, а за первое полугодие 2017 года - только 15.
На турбовинтовые региональные самолеты Bombardier Q400 на 1 января 2016 года портфель заказов составлял 39 единиц, на 1 января 2017 года - 31 единицу, и на 1 июля 2017 года - также 31 единицу. В 2016 году были получены 25 новых заказов на самолеты Q400, а за первое полугодие 2017 года - 13 новых заказов, и еще 25 самолетов были заказаны индийской авиакомпанией SpiceJet в сентябре. При этом объем поставок Q400 составил в 2016 году 33 самолета, а за первое полугодие 2017 года - только 13.
http://bmpd.livejournal.com/2916417.htmlКанадцы продаются Аэробусу, производство Q400 полностью продают в Китай, программу CRJ закрывают.
Если и правда CRJ закроют, то ещё одним конкурентом Суперджета меньше (до этого выбыл Ан-148, а еще ранее - Airbus A318 прекратили выпускать в 2013, Boeing 717 прекратили выпускать в 2006, AvroRJ/BAe146 прекратили выпускать в 2001). :)
Оставшийся CS100 в 2 раза дороже Суперджета, его могут позволить себе в основном богатые компании. Продаётся он ни шатко ни валко - всего 123 заказа, что явно не окупит затрат на его разработку.
А CS300 стоимостью 86 млн долларов - вообще в нише МС-21, Boeing-737MAX, Airbus A320neo, Comac C919. Если Airbus завладеет контрольным пакетом акций Bombardier, то постепенно убьёт канадского конкурента своему A320 или будет выпускать CSeries в чисто символических количествах, не вкладываясь в его раскрутку и поддержку.
______________________________________________________________________________
Интересно, что из 976 выпущенных в 1965–1982 самолётов McDonnell Douglas DC-9 в эксплуатации остается около 70 бортов.
Из 283 выпущенных в 1986–1997 самолётов Fokker 100 в эксплуатации остается около 160 бортов.
Из 387 выпущенных в 1978-2001 самолётов Avro RJ и BAe 146 в эксплуатации остается около 140 бортов.
Из 156 выпущенных в 1998-2006 самолётов Boeing 717 в эксплуатации остается около 150 бортов.
Из 80 выпущенных в 2001–2013 самолётов A318 в эксплуатации остается 67 бортов.
Итого, порядка 600 старых самолётов размерности Суперджета до сих пор эксплуатируются в авиакомпаниях мира.
Через несколько лет их надо будет заменять, а выбор аналогичных по вместимости современных самолётов не особо то велик. SSJ-100 или Embraer E-190. CS100 слишком дорогой, а китайский ARJ-21 пока не в счёт - слишком много у него проблем. .
Так что жизнь у SSJ-100 будет еще долгая и счастливая, заказы будут всегда.