Несмотря на санкционные списки и призывы
не покупать российское, объемы торговли с Россией у нас растут. Только по данным посольства Украины в России, экспорт наших товаров на российский рынок за восемь месяцев этого года увеличился на 25%, а импорт российских товаров к нам, в Украину, — на 23,4%. Эксперты говорят: это бизнес и ничего личного. Предприниматели не хотят терять привычные рынки сбыта, а некоторые товары просто невозможно чем-то заменить.
На днях скандал возник с государственным авиационным предприятием «Антонов». Как выяснилось, наши авиаторы продолжают сотрудничать с российским предприятием «Волга-Днепр», на балансе которого находятся транспортные
самолеты Ан-124 «Руслан». Этот факт вызвал бурю негодования у радикально настроенных пользователей соцсетей, но в ГП «Антонов» объяснили: предприятие, с которым они сотрудничают, не входит в санкционный список. А поскольку заключен контракт, то «Антонов» не имеет права его не выполнять — несоблюдение условий контракта может привести к потере лицензии.
В то же время Украина продолжает закупать у России бензин, дизтопливо,
коксующийся уголь. По словам президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука, разобраться в точных цифрах, что именно мы покупаем в России, а что — в Беларуси или Литве, сложно. «Импорт топлива в Украину из Российской Федерации составлял менее 10%, хотя если говорить откровенно, то топливо из Беларуси также состоит из российской нефти. Цена у всех одинаковая, поскольку ее формирует мировой рынок. Приплюсовывается только логистика. И, с этой точки зрения, нам выгоднее всего приобретать топливо в Беларуси», — говорит «Вестям» Косянчук.
А вот энергетический эксперт Валентин Землянский отмечает, что основная причина бизнеса с Россией — невозможность заменить некоторые товары аналогами из других стран.
"Есть критический импорт — товары, которые негде больше взять. Например, коксующийся уголь для металлургии. На самом деле, он есть только в России, в других местах его либо уже весь выбрали, либо его доставка слишком дорогая. Никто не готов платить за товар в два раза дороже, если его можно купить дешевле. На самом деле, единственное, от чего мы отказались, — это от газа, и сделали это по объективным причинам. А вот, например, удобрения гораздо выгоднее везти из России. Бизнес ведь по сути своей аполитичен, с точки зрения предпринимателя, нужно строить отношения с тем, с кем тебе выгодно», — говорит «Вестям» Землянский.
Кстати, представители рынка удобрений рассказывают, что закупают, например, селитру, в России, перевозят ее в Беларусь, а там легализуют как белорусский товар и ввозят уже в Украину. «Даже с такими схемами ввозить селитру в Украину гораздо выгоднее, чем закупать ее в других странах», — рассказывает анонимно один из поставщиков.
Косянчука и Землянского также поддерживает и эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. «На первом месте по закупкам в РФ стоит коксующийся уголь. Его импорт составляет 12 млн тонн на сумму около $2 млрд. На втором месте — нефтепродукты, которые мы импортируем из Беларуси. Но именно белорусские нефтепродукты можно смело добавлять к проценту импорта из РФ, поскольку в Беларусь поставляется российская нефть. А во-вторых, их нефтеперерабатывающие заводы находятся под контролем России. В последнее время возросли также поставки дизельного топлива и пропан-бутана из РФ. Если объединить бензин, дизельное топливо и газ пропан-бутан, то около 40% импортируемого в Украину товара является российским продуктом, прямыми поставками из РФ», — говорит «Вестям» Корольчук.
На полках магазинов российских товаров также немало, но со штрихкодом какой-нибудь европейской страны. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что россиянам стало выгоднее устанавливать часть своих производств в соседней европейской стране и уже беспошлинно ввозить к нам свою продукцию.
«В соответствии с постановлением СНБО под запрет попадает только готовая продукция из РФ, а о сырье речи не идет. Российские бизнесмены, например, ввозят в Украину тонну стирального порошка и уже фасуют его тут. Таким же образом ввозится икра, которая тут пакуется по маленьким баночкам», — рассказывает «Вестям» Дорошенко. Или же фасовочные линии размещают, например, в Болгарии, чей штрихкод и ставится на товар. «Так поступили практически все международные и российские компании по отношению к Украине. Причем из Европы к нам российский товар уже ввозится на условиях открытой экономической зоны», — добавляет Дорошенко.
Любопытно, что такой же метод избрали и наши производители. Несмотря на то что практически все украинские продукты в России — под санкциями,
сладости Roshen можно найти почти в каждом российском супермаркете и в аннексированном Крыму. Алексей Дорошенко предполагает, что кондитерские продукты могут идти в РФ через другие рынки сбыта, к примеру, опять же через Беларусь и Казахстан. «Вести» попытались взять комментарии на фабрике, которая принадлежит президенту, но на наш запрос в Киеве не ответили, а иностранное представительство Roshen в Москве, которое находится по адресу: ул. Бауманская, 6, либо прекратило свое существование, либо не имеет вывески. На телефонные звонки в офисе также никто не ответил.
Стоит отметить, что в России также возникают скандалы с украинскими товарами. Самый громкий недавно произошел из-за украинской тротуарной гранитной плитки, которой покрыли тротуары в Москве. По данным российских СМИ, фирма-поставщик была китайской, но, как выяснили журналисты, конечным бенифициаром оказался украинец. Он поставляет гранит из Житомирской области, которым было покрыто Бульварное кольцо в Москве.
"Из Украины в Россию идут древесина, картон, гранит, полимеры, чугун, трубы, запчасти. Поставлять это в Европу нереально, нас там никто не ждет. Ведь все крупные производители серьезно защищают свой рынок. Например, Польша могла бы брать наши товары, но Германия ей голову открутит за это. Также и китайцы не могут попасть на европейский рынок, потому что конкурентов никто не любит. Поэтому бизнес предпочитает Россию, старые налаженные связи. Заменить Россию рынком Беларуси или Узбекистана невозможно — они не такие большие. В таком случае нам придется закрыть часть заводов, а значит, люди останутся без работы», — говорит экономист Александр Охрименко.
ссылка