За 10 месяцев 2017 года на украинских АЭС произошло уже 11 внеплановых отключений энергоблоков. Эксперты связывают их с изношенностью оборудования и нехарактерным режимом работы станций и не исключают, что это приведет к отключениям электричества, если не будут приняты решения о начале процесса модернизации устаревших систем АЭС.
ОТКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА УЖЕ НАЧАЛИСЬ
В очередной отопительный сезон Украина входит с критическим запасом угля. По признанию руководителя «Укрэнерго» Всеволода Ковальчука, в этом году удалось накопить 1,1 млн тонн. Для сравнения, меньше было только в 2014 году, когда на складах запасли 700 тыс тон. Тогда из-за повышения доли электрогенерации и отсутствия резервов начались веерные отключения. Ситуация повторяется. По экспертным оценкам, в этом отопительном сезоне АЭС будут давать до 60 процентов электричества. При такой нагрузке любая внеплановая остановка энергоблоков приведет к ощутимому недостатку электроэнергии.
«Вероятность внештатных остановок из-за отказа оборудования постоянно сохраняется на высоком уровне. Если это случится в отопительный период, когда угольные станции будут работать на максимальной мощности, в стране не останется резервов для сохранения сети, - считает президент Украинского ядерного сообщества Владимир Бронников. – Раньше в случае форс-мажоров мы могли договариваться с Россией о перетоках электроэнергии. Сейчас на взаимодействие с Россией введены ограничения, и мы не сможем быстро договориться по заимствованиям в случае аварии. В таком случае выход один - плановые или внеплановые ограничения потребления». Эксперты говорят, что регулярные отключения уже происходят, хотя их и не афишируют. Дошло до того, что на энергетическом форуме «Неделя открытой энергетики» на отключения посетовал житель элитного киевского пригорода, экс-министр энергетики Иван Плачков.
РЕКОРДЫ АВАРИЙНЫХ ОСТАНОВОК
Из-за хронического недостатка угля в последние три года АЭС работают в режиме маневренности, чего в принципе лучше не делать. Так энергетики пытаются сбалансировать недостаток угля в стране и закрыть проблемы в угольной отрасли, переложив всю нагрузку на атомную. «В условиях экономии угля АЭС перекрывают суточные перепады потребления и поэтому энергоблоки работают в режиме маневренности. Из-за непривычной нагрузки растет риск выхода энергоблоков из строя. При этом возникают риски для потребителей электроэнергии», - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, в 2016 году АЭС Украины одиннадцать раз выводили блоки под внеплановые ремонты. В 2015 году таких ремонтов было семь, в 2014 году — шесть, в 2013-м — ни одного.
По официальным сообщениям НАЭК «Энергоатом», по состоянию на конец октября 2017 года на атомных станциях Украины произошло уже 11 внеплановых отключений энергоблоков из-за отказа оборудования.
Южно-Украинская АЭС – 30 октября отключили энергоблок №3 из-за неисправности в системе возбуждения турбонегератора. 25 октября и 28 сентября выходил из строя энергоблок №2.
Хмельницкая АЭС - 24 октября из-за ошибки оператора был отключен энергоблок №2.
Ровенская АЭС - 7, 9 октября, 15 июля отключали от сети энергоблок №3, 25 августа – энергоблок №4, 25 марта – энергоблок №1.
Запорожская АЭС – 26 мая и 18 апреля отключали энергоблоке №6.
По словам главы набсовета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, нет никаких гарантий, что какой-либо из этих или других энергоблоков в любой момент вновь не отключат от сети. «От оператора украинских атомных станций нужны более внятные пояснения, почему случаются сбои в работе энергоблоков. Причин может быть несколько. Во-первых, несвоевременная замена изношенного оборудования, то есть отсрочка или экономия с плановыми ремонтами. Во-вторых, опытно-промышленная эксплуатация топлива на АЭС. И, наконец, в-третьих, причиной может быть нехарактерный режим работы – все то же маневрирование в условиях угольного дефицита», - говорит глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
ДОСТИГЛИ ПРЕДЕЛА ПРОЧНОСТИ
По официальным данным «Энергоатома», все неполадки касались не ядерной части энергоблоков. «Известно, что выходило из строя тепловое оборудование, которое не находится в реакторном здании или же на промышленной площадке. Это могли быть, например, трансформаторы», - уточнил эксперт Международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности Сергей Барбашев. Он отметил, что изношенное оборудования труднее и дороже эксплуатировать – у него снижается ресурс на межремонтный период, увеличивается объем и стоимость самого ремонта.
Срок проектной эксплуатации половины из 15 энергоблоков украинских АЭС завершается. Уже к концу года семь энергоблоков будут работать в постпроектный период. На прошлой неделе принято решение о продлении на 10 лет срока работы энергоблока №3 Запорожской АЭС, который был введен в эксплуатацию в марте 1987 года.
Эксперты единодушны: мы подошли к пределу запаса прочности оборудования АЭС, и он стремительно сокращается из-за нехарактерного режима маневрирования и отсутствия модернизации. В Кабмине уверяют, что держат руку на пульсе и армагеддона не допустят. «Госинспекция ядерного контроля проводит проверки по мировым стандартам, и вещей, которые бы выходили за рамки регламента, попросту нет», - успокаивает вице-премьер Владимир Кистион.
ПАРТНЕРЫ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
По прогнозам экспертов, АЭС будут удерживать высокую долю в производстве электроэнергии от пяти до десяти лет. Чтобы рассчитывать на атомную энергетику и дальше, уже сейчас оборудование станций нужно модернизировать. «Ядерная энергетика в Украине превратилась в дойную корову, которую никто не кормит, - говорит доцент кафедры гидроэнергетики, теплоэнергетики и гидравлических машин НУВХП Владимир Кочмарский, - Чем больше устаревает оборудование, тем больше внеплановых остановок. Эксплуатация таких АЭС – это как езда на старой машине, которая может остановится на полпути. И сколько ты ее не ремонтируй, новее машина не станет. Нам уже нужно планировать строительство минимум 20 энергоблоков – такие объемы заложены в энергостратегии. Да, Украина не может самостоятельно их построить, но в мире достаточно и других производителей – США, Канада, Великобритания, Южная Корея. Кроме того, необходимые мощности у российского «Росатома». Они могут обеспечить комплексное производство, у них отработана схема возведения энергоблоков, плюс есть уникальный опыт строительства АЭС по всему миру и, что немаловажно, невысокая цена».
Специалисты обращают внимание на долгий и финансово затратный процесс строительства новых блоков. По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, если мы хотим сохранить нашу энергосистему в работоспособном виде через 30 лет, надо уже сейчас принимать решения о том, чем будут замещаться выводимые из эксплуатаций блоки.
Известно, что «Энергоатом» привлекает партнеров для начала процесса модернизации АЭС. В октябре был подписан меморандум о сотрудничестве с японской корпорацией Toshiba Energy Systems & Solutions Corporation. Планируется, что Toshiba будет поставлять оборудование для ремонта турбинного острова энергоблоков украинских АЭС. А в сентябре «Энергоатом», «Турбоатом» и Westinghouse подписали пятилетний контракт на поставку оборудования на $100 млн для повышения производственной мощности энергоблоков.
Но на кардинальное обновление АЭС средств у НАЭК «Энергоатом» нет. По словам Владимира Кочмарского, нет и источников финансирования, а в тарифе за отпуск электроэнергии до сих пор не заложено ресурсов на развитие АЭС. В планах правительства использовать для этого средства, которые будут получены от реализации проекта «Энергомост «Украина-ЕС». По подсчетам премьера Владимира Гройсмана, к 2021 году Украина могла бы выйти на этап подготовительных работ на площадках 3 и 4 энергоблоков ХАЭС. В целях оптимизации расходов, считают эксперты, стоило бы привлекать разработчиков работающих энергоблоков. В 2013 году Минэнерго уже просчитывало бюджет на достройку ХАЭС и тогда вышло на сумму в $5 млрд. Кредит в $4 млрд была готова предоставить госкорпорация «Росатом», в партнерстве с которой и планировалось достраивать электростанцию. Но после разрыва украино-российских отношений к работам так и не приступили из-за недостатка финансирования. Хотя подобный проект в соседней Беларуси продвигается – там идет строительство новой АЭС в Островце. Общий объем финансирования станции, включая инфраструктуру, достигает $10 млрд.
ссылка