Недавно Минобрнауки провел опрос т.н. Корпуса Экспертов на тему "Как реорганизовать Рабкрин?" (для не одурманенных изучением классиков марксизма-ленинизма, так называлась в высшей степени толковая статья Владимира Ильича Ленина). Опросник Минобрнауки был замечателен тем, что я еле-еле нашел в огромной свалке чрезмерно детализированных разделов для гуманитариев и экономиздов место, где можно было бы высказаться о точных науках...
Я ограничился фактически одной фразой: "Всемерно развивать и поддерживать систему Физтеха по подготовке научных кадров в научных центрах Академии наук и иссследовательских лабораториях промышленных корпораций."
Процитирую здесь крик души Александра Ильича Мильштейна, заведующего теоретическим отделом Института ядерной физики им. Будкера в Новосибирском Академгородке:
ЦитатаВ настоящее время широко тиражируется мнение о том, что университеты должны готовить квалифицированных пользователей, поэтому незачем заниматься углубленным изучением предметов. Такая политика, несомненно, подрывает безопасность государства.
В сороковые - пятидесятые годы прошлого века уровень ученых позволял решить любую поставленную государством задачу, от создания ядерной и термоядерной бомбы до создания передовой авиационной и ракетной техники. Все это базировалось именно на широких и глубоких знаниях людей, занимающихся наукой.
Воспитание ученых, обладающих такими знаниями, требует большого внимания и больших усилий. К сожалению, система подготовки высококвалифицированных кадров, которая оптимизировалась и шлифовалась многие годы, в настоящее время быстро разрушается.
В то же время формальная система индикативных показателей, которая повсеместно используется в настоящее время, практически ничего не говорит об истинном уровне знаний выпускников университетов. Хотя по формальным показателям этот уровень очень высок, на самом деле он стремительно падает. Это противоречие объясняется резким упрощением программ обучения и снижением требований к студентам на экзаменах.
Нет сомнения в том, что проблемы университетов берут свое начало в средней школе, которая также увлекается выполнением индикативных показателей в ущерб уровню знаний.
Таким образом, мы имеем комплексную проблему, которая требует немедленного решения. В противном случае процесс распада системы образования примет необратимый характер, что самым пагубным образом скажется на безопасности нашей страны.
К сожалению, то, что понимал еще канцлер Бисмарк, размышляя о безопасности Пруссии, не понимают многие руководители образования и науки в России.
Вдогонку из Бисмарка:
ЦитатаОтношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.