Перспективы развития России
25,444,098 131,035
 

  Ser ( Специалист )
16 ноя 2017 08:04:06

Мордовский дух покинул Самарскую область. Что дальше?

новая дискуссия Дискуссия  153

Дмитрий Сурьянинов, "Самарское обозрение" (ссылка - на Тлт город, ибо Оборзение - в платном доступе). 
Далеко не благострные размышления о перспективах региона

Мордовский дух покинул Самарскую область. Что дальше?

Все когда- то кончается. Что-то быстро, что-то очень быстро. История «мордовского» периода в Самарской области завершилась куда стремительнее, чем представляли многие. В трубу вперед ногами буквально за мгновение, по меркам сроков властных перемен, вылетели не только представители  команды созидания, разговоры о плитке, курице, но и мэр Самары вместе с кучей заместителей и многое другое. И когда стих восторженный гвалт в духе «ура, мы победили деда!», история планово вернула всех к главному вопросу «Есть ли у региона хорошее будущее? И что делать, чтобы оно состоялось?».

Вопрос далеко не праздный. Более того, вопрос крайне болезненный. Для понимания стоит совершить простой экскурс в историю. Начало 90-х. Город Тольятти. Обороты на тольяттинской площадке превышают цифры, которыми оперируют при оценке бюджетов десятка среднестатистических регионов России. В городе открываются первые (не только в области, в Поволжье и, возможно, даже в европейской части России) супермаркеты и бутики. Первый банк мирового, казалось всем, уровня с филиалом на Кипре, первые частные школы. Бьющая фонтаном активность чиновников, вводящих ежегодно по новой школе.
Прошло около двадцати лет. В сухом остатке – депрессивный город с резко упавшим уровнем жизни  и массовой безработицей, «гаражной» экономикой. Дотационный бюджет, верстальщикам которого даже не снится развитие. От гордо кидавшегося купюрами тольяттинского бизнеса начала нулевых остались в основном одни воспоминания. Гордость и некогда опора для регионального бюджета -  АвтоВАЗ, дававший до трети его доходов, ныне приносит убытки и является колоссальной проблемой. Автокомпонентная отрасль, не имеющая поддержки государства, уничтожена доминирующими зарубежными поставщиками и политикой менеджмента ВАЗа. Автомобильных оборотов уже давно нет. На плаву – предприятия химической группы, но и они целы до поры до времени. Еще год-два – и сменит собственника и, по всей видимости, выведет окончательно обороты из области «ТоАЗ», затем наступит время перемен на «КуйбышевАзоте», лидеру которого совсем немало лет. Слышал ли кто-нибудь о великих инвестиционных планах «СИБУРа» в регионе и, в частности, в Тольятти? Навряд ли. Жители города не верят в лучшее – они верят в то, что их детям будет лучше в Москве, там, где средства, стягиваемые со всех сторон России, тратятся  на миллиардные иллюминации и прочие шалости.
Не лучшие процессы происходили и в Самаре. Некогда гордость жителей соседних городов пришел в упадок и уныние. В городе из года в год  (и это, если не ошибаюсь, уникальная ситуация для города–миллионника в России) падает стоимость квадратного метра жилья. Падает и стоимость бизнеса. С экономикой дела обстоят немногим лучше. Поддерживающий частично Безымянку поток средств оборонного госзаказа не может скрыть главного – постепенно стирающегося на глазах символа «Самара космическая». Практически ушли в небытие авиационный завод и некогда интегрированный с ним «Металлург», который теперь не более чем низкомаржинальное звено в бизнесе американской корпорации «Алкоа». Многие предприятия Безымянки сокращены. В связи с уголовными делами на «Прогрессе» напрямую встает вопрос о риске утраты и без того зыбкой «самарской» составляющей в руководстве предприятия и самарской же версии ракетной «самостийности». Со всеми вытекающими – перерегистрация, сокращения, оптимизация и как там еще это называется. Новых выдающихся идей нет.

Прежние власти с гордостью рапортовали, что главным драйвером региона стало жилищное строительство, читай – массовая застройка пригородов, а еще создание удаленных офисов ведущих столичных банков. Но стройки в пригородах постепенно встают – спроса в пустоте не бывает. А удаленные офисы – это история на несколько лет. Затем, по мере развития программного обеспечения, станут не нужны и их сотрудники.
Самара выпала из самого главного логистического проекта страны – высокоскоростной железнодорожной магистрали. Она придет (если придет) в Казань. Разрушено некогда крупнейшее пароходство «Волготанкер», консолидировавшее в области центр речных перевозок…
Непонятны и перспективы малых городов. Стабильный практически все 90-е и нулевые Новокуйбышевск в этом году впервые дал крен по всем направлениям. Главный донор города – предприятия нефтепереработки – консолидированы на уровне Москвы. Они уже не являются не то что драйвером его развития – они уже не дают даже ориентиров. Сердце Сызрани - «Пластик» - разрушен и сдан на металлолом. Да, остается «Тяжмаш» и нефтяная группа. Но что изменилось в Сызрани за прошедшие годы в части развития города? Ничего. Есть ли шанс изменить этот медвежий угол региона к лучшему?
Можно говорить обо всем этом бесконечно. Но если суммировать ситуацию вкратце, то стоить сказать, что в области закончилась эпоха усвоения унаследованного от предков. Волны выноса производственных мощностей и вузов из Москвы в Самару в 40-х годах, строительство ГЭС и самарской группы НПЗ, строительство ВАЗа и химических корпораций в Тольятти – все эти процессы определили тот задел, который проедался в 90-е и нулевые. Далее началось падение.
Было бы глупо упрекать в произошедшем только жителей региона. Нет, свою, во многом отрицательную, роль сыграли процессы, идущие на федеральном уровне – концентрация налогов  и выкачивание ресурсов, ограничение в самостоятельности субъектов, фактическое уничтожение местного самоуправления. В сжатые сроки была ликвидирована кровеносная система местного бизнеса – региональные банки.
На каком-то этапе казалось, что все это дурной сон, который вот-вот развеется. Во многом восторги по поводу смены Меркушкина как раз и связаны с ожиданием этого самого развенчивания всего дурного. Но если оставить в стороне все мемы – фонтан, стену, плитку и мордовскую куру, то можно понять, что это далеко не самые негативные процессы, а точнее, просто информационный шум.
Главное, что скрывается за ним – отсутствие каких- либо примеров новой промышленной (либо иной) революции в регионе, аналогичной процессам 1940-80-х годов.
Единственная глобальная идея, которая могла бы дать толчок и которая обсуждается уже много лет – это идея строительства группы нефтехимических производств в Новокуйбышевске. Идея, надо сказать, еще времен СССР. Идут годы, уже несколько раз сменились собственники площадок, на которых должна была реализовываться идея, созданы аналогичные производства в Татарстане. А нефтехимического кластера все нет. Но он пока еще есть в идее. Чего-то более публичного и масштабного в части проектов, которые могли бы дать Самаре и области новое звучание, мне слышать не доводилось.
Появятся ли они? Кто выступит их инициатором? Получит ли Самарская область шанс на будущее, а ее жители поймут, что здесь должны оставаться их дети? Или же регион под давлением всех обстоятельств продолжит шагать по пути Тольятти, планово перешедшего из статуса «город утраченной надежды»?
Пытаться получить ответы на эти вопросы сейчас и даже в короткой перспективе было бы наивно. Но искать их нужно гораздо быстрее, чем представляется. Самаре и региону нужны новые идеи и новый облик. Как внешний, так и внутренний. Другого не дано.
Отредактировано: Ser - 16 ноя 2017 08:05:32
  • +1.62 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Удаленный пользователь
16 ноя 2017 08:53:25

оч тягостное впечатление оставляет текст
насколько, такая или близкая точка зрения популярна в городе и регионе?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
  nekto_mamomot ( Специалист )
16 ноя 2017 19:35:19
Сообщение удалено
KevinKostner
16 ноя 2017 19:36:15
Отредактировано: KevinKostner - 16 ноя 2017 19:36:15

  • +0.00