В интервью изданию «Европейская правда» глава представительства ЕС на Украине Хьюг Мингарелли
предупредил, что Киев может не получить кредит на €600 млн, если за несколько дней не выполнит четыре требования: снятие запрета на экспорт леса-кругляка, запуск автоматической проверки электронных деклараций, закон о кредитном реестре НБУ и проверка информации о бенефициарных владельцах компаний.
В интервью изданию Ukraina.ru руководитель проекта «Успешная страна»
Андрей Блинов оценил перспективы Киева получить в ближайшее время международную финансовую помощь и рассказал о возможностях национальной экономики функционировать без внешних вливаний.
Действительно ли Евросоюз откажет Украине в выделении кредита, если она не выполнит требования в установленный срок?
Это давняя история. Мингарелли, когда только возглавил представительство ЕС на Украине, достаточно искренне сказал о камнях преткновения, в частности он назвал два условия, одно из которых — возможность свободного экспорта леса-кругляка с Украины в ЕС. Украинские чиновники достаточно длительное время отрицали это требование, на официальном уровне говорили, что заявления не правильно трактуются и т.д. В общем-то я не вижу никаких проблем для Украины в случае неполучения этой суммы. На сегодняшний день Украина фактически вышла из прямых финансовых взаимоотношений с международными организациями, в том числе Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития. Украина выбирает минимум даже по тем программам, которые открыты, — набирается едва ли 10%. Это связано с тем, что плохо готовится нормативная документация, недостаточно обоснованы проекты, госорганы не готовят бумаги, то есть Украина неспешно выбирает эти деньги, что является следствием двух вещей: плохой бюрократической подготовки и кризиса доверия, связанного с тем, что Киев дважды брал кредиты на создание реестров получателей социальных услуг (льгот, субсидий и пр.), но не выполнил эти проекты. По многим параметрам страна сейчас живёт без реестров, поэтому это осложняет взаимоотношения с международными организациями.
Тем не менее основным донором для украинской экономики остаётся Международный валютный фонд. Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия между Киевом и Фондом?
Важно понимать, что Украина перешла в безденежные отношения в рамках программы с МВФ. Новый представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман заявил о том, что стране необходимо выполнить четыре условия для получения транша, но в действительности существует огромная загвоздка, связанная с выполнением трёх новых условий и поддержанием своего слова по пересмотру цен на газ для населения раз в полгода в соответствии с уровнем мировых цен. Многое поменялось в отношениях МВФ и Киева, поэтому страна имеет возможность получения средств на рынке коммерческого долга. В сентябре Украина разместила еврооблигации сроком на 15 лет на сумму $3,1 млрд, из них больше половины ушло на выкуп бумаг с погашением в 2019 году, чтобы облегчить календарь выплат пикового года по внешнему долгу (то есть речь идет о рефинансировании старых долгов — ред.). Тем не менее, получилось так, что ещё $1,4 млрд — это фактически новое заимствование, что больше ожидаемого транша МВФ и кредита ЕС.
Еврооблигации стоят 7 с лишним процентов годовых, а эти кредиты 2-3%, но если учесть, что занимаешь на 15 лет и по сути тело кредита будет отдавать не это, и даже не следующее правительство, это большой соблазн для любых политиков.Сейчас с открытием кредитного окна и приближением выборов, неготовности правительства корректировать цены на газ и сильно прислушиваться к международным организациям, понятно, что получение больших сумм кредита от международных организаций малореалистично. Сегодня, скорее, выделение масштабного кредита Украине будет восприниматься либо как чудо или большое исключение.
То есть страна может обойтись без кредитов?
Страна не находится в острой фазе экономического кризиса — в этом году экспорт растёт процентов на 30 за счёт роста мировых рынков, цен на нефть, металлы и другое сырьё, это всё приводит к тому, что Украина как экспортная экономика получает больше доходов в гривнах от экспорта и получает перевыполнение бюджета в связи с импортированной инфляцией, соответственно, государство задумывается о целесообразности международной помощи, когда кредиторы говорят: «Я тебе дам деньги, если…». Таким образом, сейчас нет такой потребности в привлечении этих средств, тем более, часто это политически неприятные и неприемлемые условия. Мне кажется, что следует воспринимать случай с поступлением международной помощи как исключение после того, как Украина вернулась на рынок еврооблигаций.
Недавно министр финансов Украины Александр Данюлик анонсировал получение от МВФ очередного транша в размере $1,8 млрд. Стоит ли ожидать поступления этих средств в госказну?
Глава Минфина приехал разочарованным с ежегодного собрания МВФ и Мирового банка. НБУ в своём инфляционном отчёте опубликовал прогноз, что в 2018 года Украина получит два транша. В октябре Данилюк говорил в интервью, что Киев может получить до конца года два транша. Сложно представить, что Украина сможет скорректировать цены на газ, примет закон по антикоррупции, продаст по новому закону о приватизации хотя бы одно предприятие, чтобы весь комплекс факторов для получения транша сложился до Нового года. Напомню, в МВФ новый год наступает в 20-х числах декабря с началом рождественских каникул и, как весь западный мир, он делает перерыв до первых чисел января.
К тому же недавно на Украине работала техническая миссия, которая изучала в первом чтении проект бюджета. Эксперты уехали с формулировкой «мы видели проект, он более менее в пределах 2,5% дефицита, что устраивает МВФ, но вы теперь примите его в окончательном чтении, а мы посмотрим». Я не уверен, что Верховная Рада сразу будет рассматривать бюджет. В последние годы на Украине часто проходят «бюджетные ночи», и документ принимается в 20-х числах декабря. Думаю, МВФ будет дотошно присматриваться к бюджету на следующий год, поэтому получение денег от Фонда в этом году нереально.
Какова вероятность, что Украина получит транши МВФ в следующем году?
Я предполагаю, что, учитывая отсутствие острого кризиса, растущую непопулярность МВФ среди населения, в том числе за счёт поддержки непопулярной среди украинцев реформы по продаже сельхозземель, сейчас политики и правительство не особо будут полагаться на МВФ, если можно обойтись без их средств, а получается, что это возможно. У меня есть предположение, что до конца действия программы финансовой помощи Фонда Украина может обойтись без траншей. Четвертый транш, который Киев получил в апреле, будет последним. МВФ поддержал страну в самый сложный период, когда падал курс гривны, была паника на товарных рынках. Сейчас, учитывая тенденции экспорта, внешней торговли и стабилизации на низком уровне внутренней экономики, можно говорить о том, что поступления денег не будет не только в этом году, но и в следующем.
ссылка