Банковая "скромно" умолчала о саммите Европейской народной партии, в которой президент принимал участие в четверг вечером – и подвергся жесткой критике со стороны Юлии Тимошенко и ряда европолитиков (суть критики: слабые темпы борьбы с коррупцией, преследование грузинской команды и лично Саакашвили). Президент ЕНП Жозеф Доль, по некоторым данным, раскритиковал аргументы Петра Порошенко о возможности судебной защиты всех фигурантов: мол, "мы-то знаем, какие в Украине суды".
На следующий день впечатление "холодного душа" лишь усилилось. Уже состоялась встреча Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель, также в расписании встречи с премьерами Финляндии, Швеции, президентом Румынии и генсеком НАТО.
С Меркель президент обсуждал
ситуацию в Луганске и миротворческий контингент ООН, а также вопрос обмена заложниками – а вот вопрос скептического отношения Берлина к украинским евроустремлениям (особенно проявившийся в июле, когда по итогам саммита "Украина-ЕС" сразу три страны – Германия, Нидерланды и Франция – выступили против пункта о признании ЕС наших евроустремлений) в официальных релизах не значился.
"
В принципе, такой институт как Восточное партнерство имеет своей целью удержание стран на расстоянии посредством особого статуса. Функция – удалить их от интеграции, законсервировав особым статусом. А мы, не понимая этих целей и функций, продолжаем биться головой о стену", – рассказал "Вестям" политолог-международник Андрей Мишин.
Главный вопрос – финальная декларация саммита. Украинская сторона предложила включить в нее призыв к немедленному освобождению заложников на Донбассе и политзаключенных, размещение на Востоке Украины миротворцев ООН (эту идею, кстати, восприняли одобрительно). И акцентировала внимание на "дискуссии" о пункте, в котором упоминается "агрессия РФ против Украины".
"
А это дискуссионный вопрос: можно ли включать упоминание о конфликте в Украине, но "забыть" о конфликте за Нагорный Карабах? К тому же, Беларусь все равно заблокировала бы столь резкие формулировки", – пояснил "Вестям" один из украинских дипломатов.
Были и вовсе скандальные предложения: Будапешт предложил внести в декларацию призыв "уважать права нацменьшинств", что ударило бы по имиджу Украины.
Но это – лишь дипломатические "спецэффекты". Ключевым был вопрос удаления из декабрьского решения Совета ЕС пункта о том, что Ассоциация с Украиной не предусматривает членства в ЕС, не дает украинцам права на трудоустройство в странах Евросоюза и т.п. Это решение возникло "по мотивам" референдума в Нидерландах (где большинство граждан приняло решение о нежелательности вступления Украины в ЕС).
"Украина хотела формализовать вариант "Восточное партнерство+", которое отличалось бы от обычного "партнерства" созданием предпосылок для интеграционных процессов с ЕС. Петр Порошенко, в частности, не раз уже заявлял, что нам важно было бы подключиться – сначала ассоциированно – к Европейскому таможенному союзу: это был бы большой шаг вперед, – пояснил "Вестям" бывший глава "международного" комитета Рады, политэксперт Тарас Черновил. –
Если бы для трех стран (Украины, Грузии и Молдовы. – Авт.) был вариант "плюс" – мы имели бы возможность лоббировать для себя участие в дополнительных программах".
Несмотря на опасения, что декларация будет заблокирована, документ приняли. Вместо "Восточного партнерства плюс" (то есть выделения отдельно Украины как субъекта интеграции, с отдельными правами и полномочиями) в принятом документе значатся пункты:
- о "политическом и экономическом сближении" стран-партнеров с ЕС (речь об Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине совокупно),
- повышении уровня политического взаимодействия,
- широкой интеграции в экономику,
- плюс увеличении финпомощи.
Остро стоял вопрос о том, как будет реагировать украинская делегация на такую формулировку. Карты раскрыл брюссельский корреспондент Радио Свобода Рикард Йозвяк, написав в Twitter: "Похоже, Украина согласна на декларацию – но взамен получит своего рода дорожную карту по присоединению в один день к Таможенному союзу, Энергетическому и Цифровому союзам ЕС".
"Мягко говоря, такая формулировка для нас не самая желательная – сложнее будет найти лоббистов под конкретные двусторонние договоренности для каждой из стран: кто-то будет отстаивать интересы Молдовы, кто-то – Грузии, а объединить всех будет сложнее. С другой стороны, понятно и то, почему Брюссель нам отказал: в их заявлении говорится о нежелательности дополнительных преференций для каких-то одних стран в ущерб другим,"– считает Черновил.
По словам эксперта, отговорка, высказанная Йоханнесом Ханом, – не вопрос унижения или обиды: европейцы не хотели выделять Украину среди других, хоть эти "другие" не ставят евроинтеграционных целей (Черновил привел в пример Беларусь, чей президент вовсе не прибыл в Брюссель).
"В целом внешнюю политику украинской стороны характеризуют поправки по "агрессии России", предложенные в финальный документ: она становится довольно аутистской, мы не понимаем, что мир не "украиноцентричен", и пытаемся навязать свои смыслы везде, где можем. Хоть декларация Саммита "Восточное партнерство" – не самый подходящий для этого документ, – резюмировал Мишин. – В этом нам аплодируют лишь "партии войны" в США и ЕС, остальные же отворачиваются".
ссылка