Совет муфтиев России в
очередной раз оказался в центре скандала, который спровоцировало заявление одного из его функционеров. На этот раз прозвучали обвинения в адрес главы Российского государства и его внутренней политики.
23 ноября первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ (в составе Совета муфтиев России)
Дамир Мухетдинов заявил информационному агентству «Татар-информ»: «Почему во всей Российской Федерации обучение русскому языку должно быть обязательным? Российская Федерация — это не русское государство, а федерация. Там все языки равноправны, как у малочисленных, так и у многочисленных народов. Почему эту тему подняли перед выборами, я не пойму. Этот вопрос лежит в политической плоскости».
Это, мягко говоря, странное высказывание вызвало предсказуемую реакцию. Причем
ответил Мухетдинову глава национальной республики — глава Чечни
Рамзан Кадыров: «Именно русский язык является основным языком для общения различных народов в многонациональной стране. Мы, народы, населяющие Россию, должны же общаться друг с другом. И русский язык нас всех объединяет».
Однако Мухетдинов на этом не остановился. Перефразируя авторов «Двенадцати стульев», можно сказать, что Дамира «понесло»: «Загадкой является назначение
Владимира Васильева в Дагестан (
указом президента РФ Владимира Путина — прим. EADaily). Раз запрещаем родной язык в национальных республиках, то завтра там, на примере Дагестана, можно назначать руководителем человека, не относящегося к той национальности, вероисповеданию».
Примечательно, что сначала слова Мухетдинова
опубликовала лишь татароязычная редакция «Татар-информа», с которой первый зампред
Равиля Гайнутдина по ДУМ РФ был весьма откровенен. Впрочем, вскоре сказанное было переведено на русский язык и
растиражировано рядом агентств.
На этом фоне эксперты информационно-аналитического центра «Ислам и общество»
обратили внимание на
недавнее интервью, которое Дамир Мухетдинов дал французской газете La Croix. В нем Мухетдинов раскритиковал главу Чечни Рамзана Кадырова за то, что он занимается возвращением уехавших в Сирию жен исламистов с малолетними (порой грудными) детьми. Многие из них уехали туда под давлением мужей, а потеряв их, оказались заложницами у боевиков. Понятно, что для западных СМИ фигура Рамзана Кадырова воспринимается резко отрицательно, но Мухетдинов представил ситуацию таким образом, что глава Чечни своими действиями лишь усиливает проблему экстремизма.
Ситуацию для
EADaily прокомментировал профессор Московского государственного лингвистического университета, исламовед
Роман Силантьев. «Мухетдинов, как и многие функционеры Совета муфтиев России почему-то полагает, что если они дают интервью на татарском языке или иностранному изданию, то их слова не переведут на русский, и русскоязычная аудитория о сказанных ими словах ничего не узнает, а потому они порой весьма вольно пускаются рассуждения, сопровождая их оскорбительными заявления в адрес Российского государства и действующей власти. Это очень наивная позиция, поскольку „добрые люди“ все переведут и станет понятно, что эти функционеры СМР, позиционирующие себя патриотами России, на самом деле думают о ней, о русских людях, о русском языке, о президенте России и его политике», — говорит Силантьев. По поводу сказанного Мухетдиновым о русском языке, он выразился довольно резко: «Это не только бред, но и выпад против основы конституционного строя страны, в котором четко говорится о русском языке как государственном на всей ее территории». По словам исламоведа, особенно возмутительны заявления Мухетдинова (который именно по квоте президента России стал членом Общественной палаты РФ) в адрес кадровой политики Путина: «Когда он стал рассуждать о том, что удивлен тем, что у главы Дагестана Владимира Васильева, дескать, не то вероисповедание и не та национальность, то, во-первых, он продемонстрировал собственную этнорелигиозную ксенофобию, а, во-вторых, поставил под сомнение внутриполитический курс президента России, который назначает людей не исходя из его национальности или вероисповедания, а руководствуясь профессиональными качествами человека».
«Если следовать логике Мухетдинова, — продолжил Силантьев, — то Чукоткой не мог бы руководить
Роман Абрамович, Читинской областью
Равиль Гениатуллин, Кемеровской областью —
Аман Тулеев. Мухетдинов считает, что в родной ему Нижегородской области татарин губернатором не сможет стать никогда».
На вопрос «Что стоит за подобными заявлениями функционеров СМР?» Силантьев пояснил: «Здесь проглядывается определенный шантаж по отношению к власти: нам это не нравится, поэтому мы будем делать такие заявления, а если вы хотите, чтобы мы молчали, то дайте нам за это что-нибудь. Однако сейчас шантаж уже не пройдет — вызов брошен не какому-то чиновнику, а президенту России».
ссылка