Цитата: Русский из РБ от 01.12.2017 16:52:01Ок, начните с большевиков-педерастов. Мне это крайне интересно услышать, хотя я требовал неоднократно об этом, но ни слова по теме я не услышал.
Набор букв не в счет.
Яков Осипович Боярский (
Яков Иосифович Шимшелевич;
родился 14 марта 1890 года в городе
Сморгонь (
Виленская губерния) в еврейской семье. Отец был почтовым служащим. У Якова Боярского было пять братьев и две сестры, среди которых он был самым младшим. Учился в Минском коммерческом училище, откуда был исключен за участие в революционных кружках (близких к
Бунду), в которых тайно состоял с 15 лет. В 1911 году был призван на военную службу в качестве солдата в
101-й пехотный полк. Войну закончил писарем хозяйственной части. После
Февральской революции (которую его часть застала в Румынии) был председателем ротного, потом полкового комитета, в организации которых принял активное участие
[2][3].
В 1918 году Яков Боярский демобилизовался и осел в
Тверской губернии. В 1919 году он вступил в
ВКП (б). В этом же году Яков Боярский стал председателем уездного Совета народного хозяйства города
Кимры. В 1919—1921 годах занимал должности заведующего отелом агитации и пропаганды Тверского губернского комитета РКП(б) и председателя Тверского Губсовнархоза. В 1921 году он участвовал в подавлении
Кронштадского восстания. Яков Боярский активно участвовал в становлении профсоюзного движения СССР: в 1921—1924 годах он был председателем Смоленского губернского Совета профессиональных союзов, в 1924—1925 годах — Оренбургского и Казахского, в 1926—1928 годах — Татарского областного Совета профсоюзов в
Казани, в 1928—1929 годах — Средневолжского краевого Совета профсоюзов в
Куйбышеве. Участвовал в
съездах РКП(б) (начиная с
десятого),
Советов и профсоюзов. Избирался во
ВЦИК и
ЦИК СССР. Во время работы в Казахстане в 1925 году Боярский познакомился с
Н. И. Ежовым. В 1920-е годы он стал использовать в качестве партийного псевдонима девичью фамилию матери (Боярская)
[1][2][3].
С 1929 года Яков Боярский жил и работал в
Москве. В 1929—1936 годах он был председателем ЦК профсоюза работников искусства («
РАБИС»). В 1930 году он стал одним из основателей
Клуба мастеров искусств. О его организаторской работе положительно отзывался в 1929 году художественный руководитель
Еврейского театра С. М. Михоэлс. Посетивший в 1934 году СССР французский искусствовед Поль Гзелль характеризовал Боярского как «человека с очень живым умом и необычайно деятельного». Также положительные отзывы оставили
Б. М. Филиппов,
И. С. Козловский. В 1936 году Боярский пытался заступиться за гонимого властью
А. Я. Таирова[3].
В 1936—1937 годах Яков Боярский стал первым заместителем председателя
Комитета по делам искусств при СНК
СССР. В 1937-ом году он вместо репрессированного
М. П. Аркадьева стал директором
Московского художественного академического театра (МХАТ). При нем были выпущены спектакли: «Горя от ума» (1938), «Земля» (эту «октябрьскую премьеру» Боярский курировал с особым вниманием), «Достигаев и другие» (год спустя и также к революционной дате), «Половчанские сады» (по мере репетиций в фабуле выдвинулся мотив разоблачения шпиона, проникшего в символические дом и сад Маккавеевых).
П. А. Марков позитивно оценил работу нового директора. В этой должности Боярский имел напряженные отношение с
К. С. Станиславским, но хорошие с
В. И. Немировичем-Данченко. Он также пытался вернуть на работу в МХАТ
М. А. Булгакова, однако писатель его недолюбливал и не отозвался
[3][4].
Семья Боярских дружила с
С. М. Эйзенштейном, который часто бывал у них в гостях. Они также были дружны с семьей
Ежовых, одно время даже снимали общую дачу, на которой гостили
В. В. Маяковский,
Л. Ю. Брик,
Н. Н. Асеев,
И. Э. Бабель,
Э. Г. Багрицкий, по соседству жил
Я. С. Агранов[3].
|
Арестант Я. И. Боярский.
|
После ареста в 1939 году
Н. И. Ежов дал признательные показания в
гомосексуальных связях (при Сталине это
стало преступным), среди своих любовников назвав Боярского, с которым он якобы встречался в 1925 году в
Оренбурге. В результате 5 июля 1939 года был арестован Яков Боярский. Он не отрицал своей гомосексуальности (возможно пытаясь избежать политического обвинения), но отказывался дать показания о якобы участии в «контрреволюционном заговоре». 1 февраля 1940 Яков Боярский был приговорен к высшей мере
Военной коллегией Верховного Суда СССР за участие в «антисоветской право-троцкистской организации, действующей в городе Москве и Московской области». Был расстрелян 2 февраля 1940 года в Москве, вместе с
В. Э. Мейерхольдом и
М. Е. Кольцовым. Реабилитирован 3 марта 1956 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР
[3][5][3][6][7].
Семья
В 1908 году женился на дочери
виленского провизора и юриста Исидора Борисовича Арлюка, владевшего аптеками в Вильнюсе и Москве, Анна Исидоровна Арлюк. 25 октября 1917 года в Москве у них родился сын
Иосиф Яковлевич Боярский, ставший впоследствии известным деятелем кинематографа. Позднее у них родилась дочь Майя
[3].
Память
19 декабря 1966 года в
Центральном доме работников искусств прошел вечер памяти Якова Боярского
[3].
2 апреля 2017 года в Москве на стене арки дома 6 по
Тверской улице был установлен мемориальный знак «
Последний адрес»
[2].
Сочинения
- Что дает рабочему членский билет профессионального союза. М., 1924,
- Членский билет профессионального союза. М., 1925, 1929
- Что сказал VII съезд профсоюзов о рабочем клубе? М., 1927
- Фабзавком и массовая работа на предприятии. М., 1929
- Очередные вопросы художественного производства. М., 1930
- Профсоюзы на борьбу за промфинплан. М., 1930
- Что решил III пленум ВЦСПС. М., 1930
- XVI съезд партии о работе профсоюзов. М., 1930
- Рабис на переломе. М., 1930
- Рабис в борьбе за пятилетку. Л., 1931
- На высшую ступень. М., 1931
- Работники искусств в борьбе за качество художественной продукции. М., 1931
- От VIII к IX съезду профсоюзов. М., 1932
- Итоги IX съезда профсоюзов. М., 1932
- Почему надо быть членом профсоюза. М., 1933
- За работника искусств социалистической эпохи. М., 1933
- Профсоюзы от XVI к XVII съезду ВКП(б). М., 1934
- За социалистический профиль работника искусств. М., 1935
- Общественно-политическое воспитание советского актера. М., 1935