Украина и украинско-российские отношения
206,860,906 349,302
 

  Luna ( Практикант )
08 дек 2017 22:24:10

Что означают выводы Венецианской комиссии по закону об образовании

новая дискуссия Дискуссия  206

Сегодня днем Минобразования заявило, что Венецианская комиссия (ВК) безоговорочно поддержала Украину в спорном законе об образовании

Говорилось, что эксперты Совета Европы признали, что 7-я статья, утверждающая перевод школ нацменьшинств на украинский язык обучения, правомерно защищает украинский язык и позволяет иноязычным детям быстрее вливаться в общество. 

Однако опубликованный официальный текст документа противоречит этому толкованию и дает основания сделать совсем иные выводы.


В первую очередь следует отметить, что в рекомендациях появилась тема русского языка.
Комиссия заявила, что, если для изучения официальных язков ЕС в скандальной 7-й статье еще есть лазейки (параграф №4, который позволяет изучать на них "несколько предметов"), то для русского языка, на котором говорят миллионы украинцев, не предусмотрено и этого. 

В Венецианской комиссии прямо называют это дискриминацией. 
"Параграф 4 статьи 7 предусматривает правовую основу для преподавания других предметов на официальных языках ЕС. ...  Однако этот пункт не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского, как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного", - говорится в выводах комиссии. 
"Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы", - резюмируют европейские эксперты. 

Интересно, что на предыдущих официальных дискуссиях по этой теме вопрос русского языка вообще не поднимался - Венецианская комиссия сама включила его в повестку дня. 


В комиссии не спорят, что развитие общенационального языка - обязанность государства. 
"Содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и похвальной целью государства", - говорится в документе.
При этом в комиссии далеки от того, чтобы приветствовать простую замену языков нацменьшинств на государственный язык. 
"Статья 7 нового закона, уменьшив объемы образования на языках меньшинств, особенно после завершения начальной школы, вызвала сильную критику ...  Эта критика в значительной степени оправданна", - говорится в заявлении ВК. 

"Принятая редакция действительно позволяет радикально изменить предыдущий языковой режим", - утверждают европейские эксперты.
По их мнению, "это приведет к серьезному уменьшению возможностей, предоставляемых лицам, относящимся к национальным меньшинствам, для обучения на их языках, что представляет собой непропорциональное вмешательство в существующие права". 
Кроме того, комиссию не устраивает слишком короткий срок на внедрение новых языковых правил. 


Одно из основных замечаний к языковой статье закона - это ее вольное толкование. По сути, власть, если захочет, может повернуть процесс в любом выгодном для себя направлении.

Что в итоге предлагает Венецианская комиссия. 

1. Обеспечить "в полной мере" возможность преподавания на языках ЕС, которая уже заложена в закон (пункт 4 седьмой статьи). Здесь Венецианская комиссия идет навстречу возмущенным венграм, которые являются основными драйверами. "Полная мера" - здесь ключевые слова, которые де-факто легализуют полное образование на языке "европейских" нацменьшинств. 

2. Не урезать образования на языках меньшинств. "Обеспечивать достаточную долю образования на языках меньшинств в средней школе, в дополнение к изучению государственного языка".

3. Улучшить качество преподавания государственного языка (для представителей меньшинств - Прим.Ред.)

4. Растянуть период адаптации. Внести изменения в переходные положения закона "Об образовании", обеспечив более долгий переходный период для постепенной реализации реформы (власти же хотят "языковой революции" уже с 2018 года, а полную ликвидацию образования на языках нацменьшинств - с 2020 года).

5. Освободить частные школы от новых языковых требований. То есть позволить частным школам вести обучения на любом языке, на котором они пожелают.

6. Начать новый диалог с представителями нацменьшинств и всех заинтересованных сторон по языковому вопросу в образовании.

7. Обеспечить, чтобы выполнение закона об образовании не угрожало сохранению культурного наследия меньшинств и непрерывности изучения языков меньшинств в школах.




  • +1.12 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Удаленный пользователь
08 дек 2017 22:36:34

А чего - Грузинский язык не признали? Есть-же  Кадр(ы) , который " Вливается " в общество..
  • -0.01 / 2
  • АУ