Экономическая динамика в РоссииГод назад российская экономика находилась в рецессии. Перспективы выхода из нее были не очевидны. Это накладывала определенные ограничения на бюджетную политику, а значит и на внутреннюю, и на внешнюю политику вообще.
Российская экономика рецессию преодолела. Разумеется, нам не все равно, будет ли в ближайшие годы наблюдаться «рахитичный» рост (+1,5…+2,0%) или будет рост, о котором мечтает правительство (+4,5% и выше). Однако в рамках сюжета «украинско-российские отношения» это уже не важно. Любой рост выше статистической погрешности означает, что правительство в случае необходимости финансовые ресурсы для какого-либо внешнеполитического проекта мобилизовать сможет. Будь это присоединение еще какого-нибудь Крыма или военное противостояние кому угодно в любом месте, не слишком удаленном от наших границ.
Российская внешняя политика от ограничений экономического характера в течение 2017 года будет относительно свободна.
Конкретные цифры изменения ВВП в 2018 г., по моему мнению, будут больше зависеть от общемировой динамики. Чисто «для протокола» назову +1,8…2,5% для нейтрального варианта.
Экономическая динамика на Украине
Можно констатировать, что структурная перестройка украинской экономики, связанная с разрывом экономических связей с Россией и потерей Донбасса завершилась. Это означает, что в каких-то отраслях будет рост, в каких-то сокращение, но все это будет измеряться однозначными значениями. Украинская экономика будет стремиться к новому, уже нам всем понятному равновесному состоянию.
Причиной серьезных политических движений экономика в 2018 году не будет.
Подводя итог экономическому разделу прогноза, скажу, что и в России, и на Украине период экономических катаклизмов завершился. Обе экономики вышли на темпы роста ВВП в диапазоне +1,5…+2,5%. В зависимости от мировой коньюктуры Россия и Украина могут показывать темпы несколько лучше или несколько хуже. Однако важнее становится расхождение темпов роста двух стран в среднесрочной перспективе. Думаю, что такой разрыв может быть в среднем 2% (процентных пункта) в пользу России. В 2018 г., предположу, разница будет в 1%.
Политические процессы на Украине
В отличие от откровенно скучного экономического прогноза, прогноз экономических процессов на Украине в 2018 г. представляет собой увлекательнейшую задачу.
К концу 2017 года диспозиция на Украине полностью определилась: евроинтеграция состоялась в полном объеме; то, что украинцы видят вокруг себя, и есть Украина в Европе; ничего другого не будет. В связи с осознанием этой новой реальности украинцам предстоит принять решения относительного того, что же теперь со всем этим делать. Поскольку решения из фактов не вытекают, в 2018 г. нас может ждать на Украине все, что угодно.
Основным вопросом украинской политики в 2018 году будет передача власти на период после 2019 г., основным сюжетом – подготовка выборов Президента и в Верховную Раду.
В принципе, передача власти может состояться и в обход выборов – например, в виде государственного переворота. Всем хотелось бы соблюсти приличия, но вопрос в том и заключается: а удастся ли это сделать?
Пока выигрышная стратегия, позволяющей эти приличия соблюсти, не просматривается.
Порошенко. Для Порошенко критически важным является победа на президентских выборах. В ином случае ему останется только бежать, причем страны, где ему гарантированно бы не грозила тюрьма, на земном шаре просто нет.
Порошенко может переизбраться с помощью деятелей из «Народного фронта», контролирующих почти весь силовой блок на Украине. Но заручиться поддержкой НФ можно, только гарантировав тому прохождение в Верховную Раду. А такое просто немыслимо, при условии соблюдения хотя бы видимости приличий.
Шанс остаться у власти, добившись внутриукраинского консенсуса в обход (и за счет интересов) националистов/ силовиков, казалось, мелькнул летом 2017 г., однако, похоже, что он полностью утрачен.
Силовики, националисты, «Народный фронт». Все это разные имена для одной и той же группы лиц. Под конец года эти люди продемонстрировали, что полностью контролируют уличную политику, системную политику (Верховную Раду, органы исполнительной власти в Киеве и на местах), способны подавить судебными, а если нужно, то и внесудебными средствами любую оппозиционную деятельность в стране и, наконец, готовы противостоять внешнему давлению.
Порошенко на посту президента и оппозиция (Тимошенко, «Оппозиционный блок» и пр. в Верховной Раде) – всего лишь легальное прикрытие их реальной власти.
Сохранение власти для этих людей – вопрос личного благополучия и даже выживания, соблюдение приличий (сохранение статус-кво путем имитации выборов) – желательно, хотя и не обязательно.
Отсюда, наиболее вероятным сценарием развития на 2018 г. полагаю совместные действия Порошенко и «Народного фронта» по подготовке президентских и парламентских выборов осенью 2018 г., одновременных или с небольшим интервалом.
Чтобы реализовать такой сценарий Порошенко, Авакову и Ко потребуется кого-то купить, а того, кого купить невозможно – грубо задавить. К тем, кого купить невозможно, относятся проамериканские агенты влияния. Купить их не получится, поскольку с Госдепом Порошенко все-таки не тягаться. Значит, с этими придется поступить не церемонясь. Очевидно, США, ЕС, МВФ и прочим кредиторам это не понравится.
Порошенко, Авакову и Ко в ближайшие месяцы придется столкнуться с жесткими финансовыми ограничениями. Так вот, нынешнего запаса прочности украинской экономике на 6-9 месяцев хватит. Рост ВВП в 2017 г. составит, предположительно, +1,5%...1,8% , в 2018 г. может продолжиться (особенно, если исключить эффект урожая). Доходы бюджета в 2017 г. росли (даже с учетом инфляции). В 2017 г. бюджетная политика сохранялась жесткой, бюджет – профицитным. Правительство накопило определенный резерв, для расходов в 2018 г. Бюджет на 2018 г., сам по себе, получился «предвыборный», т. е. со скрытыми допдоходами, которые можно будет распределить непосредственно в ходе предвыборной компании. Да, с лагом в 6-9 месяцев это подстегнет инфляцию, приведет к ускорению девальвации, вымыванию валютных резервов, разбалансированию бюджета, но до осени запаса стабильности вполне может хватить. В 2018 г. продолжится рост цен на газ (вслед за ценами на нефть). Выборы нужно провести до того, как это отразится на тарифах для населения и вызовет спад в промышленности.
Если все пойдет хорошо, то оппозиции (Тимошенко, «Оппозиционный блок») и западным кураторам останется только наблюдать, как Порошенко, Аваков и Ко «рисуют» себе результаты голосований и оформляют еще четыре года власти.
Для того, чтобы «нарисовать» Порошенко хотя бы 20% в первом туре и 50% во втором, а БПП и клиентским партиям и блокам хотя бы 50%, на парламентских выборах недостаточно просто задавить всех недовольных. Таких слишком много. Какую-то часть поддержку придется купить.
«Самопомоч». Единственная крупная украинская партия, готовая кооперироваться с БПП и НФ, с самостоятельной политической базой. Проблема в том, что политическая база «Самопомочи» локализована на ЗУ. Это значит, что а) предвыборная сделка будет носить характер уступок центральной власти местной и так или иначе подтолкнет сепаратизм и б) даст совсем немного голосов собственно БПП (у себя дома победить постарается все-таки сама «Самопомоч», а БПП достанется то, что достанется). То есть сделки с «Самопомочью» для победы на выборах будет совершенно недостаточно.
Клиентские партии. Имеются в виду партии и блоки, которые пустят в свои списки нынешних деятелей НФ просто за деньги. Им необязательно реально много набирать на выборах, достаточно того, что им можно будет «приписать» голоса. Проблема в том, что таких клиентских партий понадобится много – не меньше десятка. Каждая из них будет строиться вокруг какого-нибудь более или менее популярного местного политика, эксплуатировать они будут какую-то проблематику регионального масштаба. Это неизбежно, поскольку нескомпрометированных политиков и незаезженных тем всеукраинского масштаба просто не осталось. Могут появиться партии, преимущественно, допустим, с одесскими, николаево-херсонскими, полтавскими, днепропетровскими и т. д. интересами. Просто заплатить лидерам этих партий за места в списке для своих людей будет недостаточно, потребуются уступки регионам, в которых эти партии собираются побеждать.
Таким образом, прогноз состоит в том, что:
а) осенью 2018 году состоятся выборы: и президентские, и парламентские, одновременно или с небольшим интервалом;
б) основными участниками предвыборной компании станут: БПП, «Самопомоч», «Батькивщина», «Оппозиционный блок», десяток-полтора мелких партийных проектов, первые места в списках которых, займут нынешние деятели НФ;
в) предвыборная компания 2018 г. даст толчок если не сепаратизму и «федерализации», то будущей децентрализации точно;
г) БПП наберет (по данным избиркома) не более 15-20%, «Самопомоч» – 10-15%, «Батькивщина» и «Оппозиционый блок» – по 7-10%, еще 5-7 партий – по 5-7%, что позволит сохранить нынешний расклад в ВР;
д) выборы в Донецкой и Луганской областях будут либо просто сорваны, либо проведены так, чтобы добиться минимальной явки.
Последствия такого развития событий. С одной стороны, ситуация законсервируется. Более того, нынешний режим внешне даже усилит свою легитимность. США, ЕС такие результаты признают, МВФ возобновит финансовую помощь. Украинский долг будет реструктурирован и частично (до 30%) списан без чрезмерных внешних эффектов (т. е. гривны по 60-90 мы не увидим). Как было сказано в экономической части прогноза украинская экономика способна в ближайшие годы при условии благоприятной мировой коньюктуры демонстрировать рост +1,5…+2,5%. При этом украинская экономика будет демонстрировать результат хуже и мировой и российской экономики.
С другой стороны, предвыборная кампания 2018 года запустит процесс децентрализации Украины, процесс ослабления центральной власти и усиления региональных властей. В 2018 г. Киеву придется поделиться частью ресурсов с местными силами, в 2020 г. исчезнут доходы от российского газового транзита и баланс сил окончательно и необратимо изменится в пользу регионов. В 2018-19 гг. «регионы» – это будут еще областные советы и советы городов-областных центров, т. е. сепаратизм Украине в 2018-19 гг. еще не грозит. Это вопрос 2020 г. года.
Еще одним следствием выборов 2018 г. будет дискредитация в глазах украинцев формальной демократии. Это важно, поскольку формальная демократия сегодня рассматривается украинцами как явный признак «европейскости», отличающий их от «москалей». Разочарование во внешних атрибутах демократии приведет к размыванию нынешней украинской идентичности. Впрочем, это также вопрос 2020 года.
Российская политика на украинском направлении в 2017 г.
Российская риторика останется «умиротворительной». Возможностей для реального вмешательства в 2017 г. не будет и оно не нужно.
Реальная российская политика на украинском направлении – это строительство «Турецкого потока», «Северного потока – 2», «Силы Сибири». Реальная российская политика на украинском направлении – это участие в китайском «Новом Шелковом пути», точнее той его ветке, которая идет через Россию мимо Украины. Российская политика в отношении Украины заключается изоляции Украины, превращении ее «медвежий угол» Европы. Следующим шагом будет постепенное вовлечение окраинных регионов Украины в международное сотрудничество на условиях России. Рискну предположить, что пилотным проектом будет ЗУ, но это мы увидим не раньше в 2019-20 гг.
Война в Донбассе
Видимых изменений в 2018 г. не произойдет.
Киеву совершенно необходимо, чтобы население Донбасса было отстранено от выборов. Нынешнее состояние дел позволяет это сделать. Для манипулирования внутренней аудиторией достаточно фейсбучной войны. Она дешевле и не несет никаких рисков.
Какое-то «продвинутое» западное вооружение в Донбассе появиться может. Но видимых последствий это иметь не будет. Если ВСУ получит несколько сотен «Барретов», то в ответ им начнет все чаще прилетать что-то калибром 12,7 мм, при этом Захарченко будет рассказывать, что это, мол, налажено производство «Дончанки».
Будет интересно посмотреть парады 9 Мая в Донецке и Луганске. В прошлые годы (2015, 2016, 2017 гг.) техника, участвовавшая в парадах, демонстративно оставалась одна и та же. Так ли это будет и на этот раз?
ЛДНР
В 2017 г. ЛДНР адаптировалась к условиям блокады. Судя по отрывочным сведениям, проблема экспорта угля решена. По крайней мере, частично восстанавливается металлургическое производство. Объявлены планы относительно запуска горловского «Стирола». Выработка электроэнергии растет, дефицит электроэнергии стал проблемой, а это уже намекает на то, что в промышленности появились серьезные планы.
В 2018 году процесс интеграции ЛДНР в российскую экономику продолжится и примет необратимый характер. В отсутствие каких-либо статистических данных не представляется возможным дать хотя бы маломальский прогноз.
Попробую следующее: в настоящий момент минимальный размер пенсий в ДНР – 2730 руб., средний – 4387 руб., на Украине – 1373 грн. и 2447 грн соответственно; к концу 2018 г. пенсии в ДНР будут больше, чем в среднем на Украине.