Украина и украинско-российские отношения
206,859,324 349,301
 

  Luna ( Практикант )
26 дек 2017 11:53:49

Кто уронил гривну?

новая дискуссия Статья  312

После того, как премьер-министр Владимир Гройсман во время пресс-конференции в минувшую пятницу заявил, что колебания нацвалюты носят сезонный характер (мол, в декабре всегда так происходит) и курс должен стабилизироваться в январе следующего года, свои пять копеек вставил НБУ. 

Там заявили: “Ослабление валютного курса гривны в сентябре-октябре произошло под влиянием деятельности автотрейдеров, фармацевтических компаний и предприятий топливно-энергетического комплекса. На валютном рынке продолжалось превалирование девальвационного давления на гривну, связанного с ростом спроса на иностранную валюту со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, автотрейдеров и фармацевтической отрасли”. 

Поэтому, по мнению НБУ, в течение октября обменный курс гривны к доллару США заметно ослабел. Обесценивание гривны произошло также в связи с сокращением предложения наличного валютного рынка со стороны населения и одновременным ростом спроса на нее. Регулятор также отмечает, что спрос на валюту связан с “сезонным ухудшением курсовых ожиданий” у населения. 

То есть население у нас, оказывается, тоже специфическое. У него страсть к валюте проявляется сезонно. Осень пришла, картошку выкопали, детей в школу отправили, надо купить на зиму валюты. Сделать запасы. Как белки в дупле. Купили доллары, растыкали по матрацам. Испортили Нацбанку показатели. 

..........курс сезонно стабилизировался в пределах плюс-минус 27,8 грн. за доллар. 

Это больше, чем заложено в бюджете на 2017 год – 27,2 грн. за доллар, и меньше, чем планируется в бюджете на 2018 год – 30 грн. за доллар. Однако, как ни парадоксально, правительству выгодно, чтобы в новый год мы вошли с повышенной (если так можно сказать) девальвацией. Растущий курс потянул вверх цены, бензин уже по 30 грн., все это вместе дает инфляцию, а она в свою очередь позволяет статистике рисовать математический рост ВВП в гривне за счет роста цен. 

Не случайно специалисты называют основным финансовым итогом 2017 года то, что инфляция на практике оказалась вдвое выше запланированной: 14% по версии НБУ и 16% по мнению независимых аналитиков против 7,1%, заложенной в бюджете-2017. 

Известный экономист Виктор Суслов считает, что это свидетельствует о провале политики инфляционного таргетирования НБУ. “В условиях, когда инфляция оказалась вдвое выше цели, можно констатировать, что Нацбанк не справился со своей главной конституционной миссией – обеспечением стабильности национальной валюты”, – считает он. 
.............
Символом 2017 года стала национализация “Приватбанка”, стартовавшая декабрьской ночью 2016 года. Сначала все аплодировали мастерству Валерии Гонтаревой. Потом, присмотревшись, заметили массу юридических просчетов. Заметили, когда бывшие собственники были уже в суде с сотнями исков и начали изматывать государство судебной войной. 

Кстати, не разделяю неописуемую радость по поводу того, что Высокий суд Англии арестовал активы Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова по всему миру на $2,5 млрд. в качестве обеспечительной меры по иску “Приватбанка”. Редкий случай, когда я верю упомянутым выше господам, что это временная мера и экс-владельцы все отыграют. Другими словами, мы с них получим кукиш с маком. 

А тем временем “Приватбанк” все время хочет “кушать”. Обанкротить его тоже нельзя – он слишком большой. Если упадет “Приват”, упадет все. А содержание этой “ненасытной громадины” требует огромных постоянных расходов. 

За последний год в “Приватбанк" государство вложило 139,3 млрд. грн. На днях стало известно, что банк докапитализируют еще на 16 млрд. грн. Таким образом, общая сумма расходов на докапитализацию выросла до 155,4 млрд. грн. И это явно не последнее вливание. Очень скоро великан снова потребует ням-ням. 

Так что первая причина обесценивания гривны – ее печатают для поддержания “Приватбанка”. Вторая причина проистекает из первой. Гривну печатают не только для “Приватбанка”, но и в целом для потребностей правительства. Можно прямо сказать, что выполнение бюджета и социальные выплаты держатся исключительно на эмиссии Нацбанка. 

Аналитики называют это “чрезмерно мягкой монетарной политикой”. Я скажу проще. Правительство подсело на денежную эмиссию, как наркоман на дозу. А Нацбанк покрывает этим собственные ошибки по “зачистке” банковской системы. Отсюда – искусственное наполнение ФГВФЛ: для раздачи вкладчикам ликвидированных банков по 200 тыс. грн., чтобы молчали. И махинации с невозвратными кредитами еще живых банков
Ну, и самое главное – компенсация негативного сальдо платежного баланса. По данным самого НБУ, негативное сальдо торговли товарами за 10 месяцев 2017 года составило $7 млрд., увеличившись за год почти на $2 млрд.; а негативное сальдо текущего счета платежного баланса достигло $3,3млрд., увеличившись за год на $400 млн. 

Когда нет инвестиций, кредитов МВФ, долги наращивать непросто, ибо мы еще со старыми на расплатились, а экспортеры не справляются с задачей обеспечения страны валютой (потому что торгуют в основном дешевым сырьем), есть только один выход перекрыть кассовый разрыв между приходом и расходом валюты: напечатать еще гривны. Сколько надо – столько и напечатать. А потом искренне удивляться: отчего же курс нацвалюты так резко пошел вниз? Сезон, понимаешь, такой – гривнепадовый...
подробнее
  • +1.71 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!