Минобороны Украины окончательно отказалось от достройки ракетного крейсера «Украина», который уже готов на 95%. Корабль строился на ГП «Николаевский судостроительный завод». Об этом сообщает 22 декабря 2017 пресс-служба ГК «Укроборонпром» со ссылкой на письмо от Минобороны.
«В Минобороны подтвердили, что достраивать крейсер для нужд ВСУ нецелесообразно. Этим решением Министерство фактически сняло вопрос о необходимости содержания крейсера ГП "Николаевский судостроительный завод"», - говорится в заявлении.
Судьба крейсера «Украина», так и не вышедшего в море, мистическим образом связана с самой «незалежной», и красочно иллюстрирует происходящее со страной на протяжении многих лет после развала Союза.
Строительство корабля началось летом 1984 года по заказу Военно-морского флота СССР, таким образом, прошлым летом судну исполнилось ровно 33 года. В августе 1990 года, накануне политических потрясений, которые уже через год привели к «незалежности» Украины и развалу СССР, крейсер был спущен на воду.
В состоянии 75% готовности крейсер «Украина» был выведен из состава ВМФ РФ и 1 октября 1993 года перешёл в собственность «незалежной». И вот уже 25-й год томится, ожидая окончания работ. Нельзя сказать, что он просто ржавеет, некоторые работы, в том числе поддерживающие его жизнеспособность, ведутся. Несмотря на то, что рабочие уже четвертый год после государственного переворота не получают заработных плат и уже больше года на заводе отключено электричество.
Вернемся к истории. В июле 2010 года 247 из 428 депутатов Верховной Рады проголосовали за то, что постановление о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие. Возможно, это как-то связано с тем, что шли переговоры о покупке корабля Российской Федерацией, и депутаты не хотели, чтобы в заголовках информагентств появилось: «Россия купила «Украину»» и тому подобное. Однако в 2011 году министр обороны РФ Сердюков, прибывший в Николаев, по неизвестным причинам отказался от покупки крейсера. Поговаривают, что не договорились об «откате». И уехал «договариваться к обоюдному удовольствию» с французами о «мистралях».
«Работники завода говорят, что с этим крейсером прямо мистика какая-то происходит: недостроенный военный корабль как бы иллюстрирует, экстраполирует на себя весь нереализованный потенциал нашего города и страны. Уже было замечено, что если на городском, областном, государственном или межгосударственном уровне принимаются решения, идущие вразрез с выполнением крейсером своего предназначения, то с теми, кто такое решение принимает, происходят страшные вещи», - пишет издание «Новостной Николаев».
Корабелы уверены, что обиженный крейсер мстит своим обидчикам. Мистические совпадения, продолжая длинный ряд, уже вышли за рамки простой случайности.
В 2005 году премьер-министр Ю. В. Тимошенко и вице-премьер В. М. Пинзеник добились, чтобы Верховная Рада упразднила режим функционирования специальной экономической зоны «Николаев» и прекратили государственную поддержку судостроения. Прекращение государственной поддержки ухудшило положение завода, и как следствие, стоящего на нем крейсера «Украина». Уже осенью того же года президент В. Ющенко отправил правительство Тимошенко в отставку, хотя и назвал его самым эффективным за всю историю. Пинзеник же, несмотря на всю успешную карьеру от депутата Рады до министра финансов, сделал крайне неудачный выбор, и на парламентские выборы 2006 года пошел вторым номером в составе гражданского блока «Пора-ПРП». И эта партия не преодолела 3 % избирательный барьер, выбив Пинзеника из стройных упитанных рядов «народных избранников» на некоторое время.
Многие из депутатов, лишивших ракетный крейсер имени «Украина» в июле 2010, не прошли в Верховную Раду уже в октябре того же года. Не поздоровилось ни Януковичу, подписавшему данный указ, ни Сердюкову, отказавшемуся от покупки. Большими неприятностями и убытками обернулась сделка с «мистралями» как для завода-изготовителя, так и для страны-экспортера. России удалось минимизировать свои потери, видимо, крейсер «не посчитал виноватой» всю страну за действия неудачного министра. Впрочем, все это может быть только длинной цепью случайных событий, не так ли?
Настоящая мистика в другом. Рабочие завода уверяют, что каждый раз, перед тяжёлыми для завода, города или страны событиями, с единственного стоящего на заводе корабля слышится звук рынды – корабельного колокола. Этот звук не похож на случайные удары от порывов ветра, а как будто некто целенаправленно в неё звонит. Подтверждают эту байку и николаевские сталкеры, проникшие на завод. Они тоже уверены, что отчетливо слышали звук, похожий на корабельный колокол.
Первый раз это произошло в ночь, накануне которой сошёл на берег последний член экипажа ракетного крейсера «Украина». Один из рабочих услышал, как кто-то бьет в рынду. На всякий случай, вооружившись металлической трубой, он пошел проверить, не забрались ли на корабль незваные «гости». Однако, поднявшись на палубу, он никого там не обнаружил, а когда спустился вниз, снова услышал, как бьют в корабельный колокол.
Целую неделю был слышен звон рынды и в начале 2014 года, накануне государственного переворота в Киеве…
Николаевцы уверены в мистическом смысле и более чем символическом значении ракетного крейсера «Украина» для судьбы всей страны.
За последние месяцы тучи над загадочным кораблем, как и над самой страной, сгустились. Порошенко еще в марте 2017 подписал Указ о демилитаризации крейсера «Украина», предложив тогда «снять вооружение и продать то, что останется». Этого, считал он, «хватит на компенсацию зарплат». И 2017 год стал с этого момента для президента весьма неприятным – и на международной арене, и внутри страны.
В конце октября этого года госпредприятие «Николаевский судостроительный завод», входящее в Укроборонпром, остановило работу. То самое предприятие, которое до государственного переворота практически бесперебойно работало 225 лет, та самая первая верфь «Николаевское адмиралтейство», вокруг и ради которой основан город. Бывший «город Корабелов».
Счета предприятия арестованы, долги только по зарплате составляют 61 млн гривен – более 2 млн долларов. «Эти долги накопились из-за прекращения в феврале 2015 года возмещения затрат предприятия на содержание крейсера», – передает ТАСС сообщение пресс-службы предприятия.
«Николаевский судостроительный завод уже 3 год самостоятельно выполняет работы по содержанию крейсера, ведь их прекращение приведет к разрушению его энергетических узлов, элементов оборудования, экологического загрязнения акватории рек Буг и Ингул», - сообщили в "Укроборонпроме".
29 ноября 2017 рабочие остановленного завода даже перекрыли трассу на Одессу, требуя выплаты зарплат. И ходили к губернатору. Но тщетно. Денег ни на завод, ни на «Украину», у Украины нет.
Очевидно, что после прекращения работ по содержанию крейсера, через непродолжительное время его стоимость упадет до цены металлолома.
В Концерне ждут решения Кабмина, нужен ли Украине ракетный крейсер «Украина», или нет.
«Если нужен - "Укроборонпром" готов достроить судно, но для этого надо предусмотреть средства в Государственном оборонном заказе на 2018 год. Если нет - есть два варианта: либо продавать недострой, поскольку он не отвечает военной доктрине, или предусмотреть в ГОЗ на 2018 год средства на дальнейшее содержание судна у причальной стенки», - сообщает пресс-служба.
Бывший мэр Николаева Александр Сенкевич в мае 2017 предложил «снести под ноль» судостроительный завод, на котором стоит крейсер «Украина», и построить на этом месте развлекательный центр. И уже к началу октября стал первым мэром Украины, которому объявили импичмент. Но идея нашла отклик у некоторых городских депутатов.
Из-за недостатка финансирования и больших долгов, «Украина» в скором времени либо умрет, либо будет продана, либо превратится в бордель. Каждую ночь николаевцы тревожно прислушиваются – не зазвонит ли корабельный колокол? И каких перемен ждать от мести умирающего крейсера, символизирующего мистическим образом судьбу своей тезки – целой многомиллионной страны…
Наталка Nik для
ВосходИнфо