Читать укроветку в праздничные дни даже не пытался, но это пояснение к событиям на Хмельницкой АЭС-2 окажется, надеюсь, не излишним — интерес к атомным делам на Укропии на ветке традиционно высок
Начну с официального укросообщения:
Цитатаhttp://www.xaec.org.ua/store/pages/rus/khnppnews/2018-01-04/6.html
3 января этого года в 01 ч. 57 мин., согласно поданной заявке, энергоблок №2 отключен от энергосети для устранения пропускания среды на уплотнительной поверхности узла «чехол - блок перемещения» на приводе органов регулирования системы управления и защиты (ОР СУЗ) реактора. Продолжаются ремонтные работы.
Теперь попробую расшифровать событие на уровне бытового сантехника (у профессионалов может и троечку с минусами на зачете не получил бы... но на форуме некую профанацию может и простят).
Начну с этой схемы собственно реактора ВВЭР-1000
рава
Металлический корпус реактора с входными (условно холодной) и выходным (горячей) патрубками воды первого контура очевиден — горячая идет в теплообменник, а остывшая в активную зону. Справа сверху обозначена одна из ярко-красных шпилек, которыми к корпусу пришпилена головка реактора. Она как сито: сквозь нее сквозь т.н. чехол с пропущены трубки, сквозь которые идут штанги управляющих стержней, а над головкой приводы с шаговыми электромоторами — вникать в это незачем. С внутренней стороны сита давление 160 атм и температура 350 Цельсия, с наружной — давление атмосферное.
Теперь на языке официального сообщения, реактор заглушили
"для устранения пропускания среды на уплотнительной поверхности узла «чехол - блок перемещения» на приводе органов регулирования системы управления и защиты (ОР СУЗ) реактора". Т.е. сквозь уплотнение началась течь "среды" — воды из первого контура. Ну вообразите себе, что из гусака на кухне начал бить пар, перекрыть который вы не можете.
В пересчете на воду вроде бы всего
40 (?) литров в час. И это все вставлено в гермообъем, который призван не допустить воду первого контура в природу. И утилизация этих 40 литров вовсе не проблема, по проекту можно переварить и до двух кубов в час
Но в этой протечке важен не страх перед радиоактивностью воды первого контура — она в принципе должна быть радиационно практически безопасной, если топливо герметично.
Вода первого контура должна быть вообще чистейшая, кроме одного НО:
В ходе кампании топливо выгорает. А электрическую мощность АЭС надо иметь постоянной. Поэтому в топливо добавляют выгорающие поглотители нейтронов, чтобы тепловыделение держать на постоянном уровне. Это удается сделать на неком уровне точности, а еще поточнее регулируют все с правильной концентрацией борируя воду. Кроме бора добавляют еще некие гадости — не буду все приправы перечислять.
Принципиально то, что вырываясь сквозь уплотнение из 160 атмосфер в одну атмосферу на "улице", вода по законам физики оставляет свой бор в уплотнении, где этот бор и прочие вкусные приправы кристаллизуются. Наш бытовой опыт учит, что кристаллы эти имеют зачастую завидную прочность.
В данной задаче кристаллизация намертво блокирует перемещение штоков системы управления и защиты (СУЗ) — а это ой-ёй-ёй и совершенно недопустимо. И это понятно не только любому ёжику, но даже укропам.
Ненька стремилась к полной независимости от России не только после последнего майдана. В случае АЭС она всячески пытается избавиться от Росатома и его структур как поставщика. В частности, эти свистящие уплотнения были поставлены Шкодой (плевать, что это ОМЗ-Силовые машины, для укропов это Чехия - не Россия), за которой еще с 90-х часть рынка СУЗ к ВВЭР.
Так или иначе, укропы успешно досвистелись.