Все эти разговоры про Форд в России, про разницу в ценах в США и России, про дутые ВВП, про ВВП по ППС и т.д. приближают нас к истине... почти ни на сколько.
Раньше я придерживался следующей точки зрения: соотношение ВВП России по ППС на душу населения к ВВП России в номинале на душу населения дает среднюю разницу в ценах в России и в США, т.е. грубо говоря цены в США в среднем в диапазоне 2,5-3 раза больше, чем в России. Все, конечно, несколько сложнее, может в отдельных сегментах они приблизительно равны, а в других отличаются куда больше, чем в три раза, но в среднем именно 2,5-3 раза.
Но в последнее время я несколько переоценил эту точку зрения, как недостаточно корректно отражающую реальность. И вот какие конкретно постулаты приводит к новым умозаключениям.
1. Учтем при анализе разницу в численности населения России и США. Примем численность населения России за 146,8 млн. человек (именно столько выдает сайт
демоскоп на главной странице сейчас), а численность населения США за 327 млн. человек (столько сейчас показывает главная страница сайте
www.census.gov, если у вас хватит терпения настроить прокси для его обозрения). Итого получается, что в США живет больше в 2,23 раза больше людей, чем в России. Эти данные нужны для приведения размеров экономики США и России к одному знаменателю, т.е. нужно либо увеличивать фактические показатели России в 2,23 раза, либо занижать показатели США в 2,23 раза, чтобы адекватно сравнивать эти самые экономики.
Пример. ВВП России по ППС в 2016 году составил 3 862 млрд. долларов США (по данным МВФ, как явно большим, чем данные ВБ), а по номиналу 1281 млрд. долларов США. В это же время ВВП США по номиналу в 2016 году составил 18 624 млрд. долларов США. С учетом разницы в численности населения и разницы в ценах можно предположить, что экономика США в (18 624 / 3 862) / 2,23 = 2,16 раз больше в пересчете на одного жителя страны при устранении фактора ценового диспаритета. Разрыв есть... но далеко не впечатляющий. Вроде бы ни у кого и не было иллюзий на тему, что Россия круче США.
2. А потом я подумал, а почему это фактор цены стал вдруг требующим устранения? Я как-то обратил внимание на структуру производства и потребления автомобилей в России и в США. Производство автомобилей это одна из самых значимых отраслей в промышленности развитых стран, к коим несомненно относятся и Россия и США. Вот только в США производится около 12,2 млн. автомобилей в год (
2016), а в России около 1,3 миллионов авто в год (
2016), т.е. в пересчете на одного жителя в (12,2 / 1,3) / 2,23 = 4,2 раза меньше, чем в США. Статистика
продаж авто в США 17,9 млн. штук, а в России 1,4 млн. штук, т.е. в пересчете на одного жителя в (17,9 / 1,4) / 2,23 = 5,7 раз меньше, чем в США.
Это, кстати, к вопросу о промышленности в США, которой некто мигель (очевидно 99 г.р.), насчитал от силы 300 млрд. долларов, хотя при средней цене авто в 30 тыс. долларов, одна только автомобильная отрасль даст выручки автомобильным компаниям США на 12,2 млн х 30 тыс. ~ 360 млрд. долларов. И это еще не учитывая импортные авто. И это еще без учета объемов производства запчастей и топлива для этой прорвы авто. Но сейчас речь вообще не об этом, а о ценах. Почему такие высокие по сравнению с Россией цены? А все дело в предпочтениях американцев и россиян.
В России типичный продаваемый автомобиль это дешевенький седан, low-end автомобильного производства. Такой по карману типичному россиянину (конечно, в ипотеку), но для среднего белого американца это уже западло, некомильфо и зашквар. Ему подавай как минимум SUV или пикап или внедорожник или минивэн... вот что-то такое (lite trucks по их классификации), а то и вовсе нечто премиальное, но седан... это уже для негров и латиносов. Отсюда и разница в ценах, т.к. типичный lite truck и стоит в 1,5-2 раза дороже типичного седана.
Да что там долго ходить, вот первая же попавшаяся ссылка в инете на
ТОП-25 самых продаваемых моделей в России по итогам 2016 года. А вот уже
продажи авто в США в 2016 году (все модели).
3. Вот чисто по данной конкретной ситуации что-то подсказывает мне, что цена имеет значение, а ее большее значение в США как раз
обосновано большей потребительской ценностью среднего продаваемого автомобиля (большая грузоподъемность, лучшая проходимость, лучший комфорт, приемлемый расход топлива), а значит и довод о "дутости ВВП" сам по себе становится дутым, скорее речь идет уже о принципиальной несравнимости ВВП России и США по причине существенных расхождений в структуре производства и номенклатуре производимых/потребляемых товаров. Сразу же вспомнились гедонические индексы, над которыми мы все раньше смеялись. А вот они на конкретном примере показаны.
Да даже чисто просто абстрактно сравнить две страны с одинаковым населением, но в одной население производит и покупает Hyundai Solaris, а население другой Chevrolet Silverado... очевидно же, что ВВП будет разным и даже очевидно почему во втором случае он будет больше. И кто скажет, что это необоснованно и ВВП дутый? Почему? Нет и не может быть правильного ответа.
P.S. Кстати, дорогуши Мигель, миротворец и прочий легион ботов... а что там с авиапромышленностью в США... неужели "тоже" дутая? Вот, к примеру, Боинг поставил в 2016 году 748 транспортных средств... Я так полагаю вы будете парировать, что они и не в США вовсе сделаны, а только скручены отверткой на территории США, а на самом деле весь титан из России, т.е. там и сделаны... да? Без обид, но именно таким я вижу ваш мощный уровень аргументации.