Алан Райли, Институт государственного управления, Лондон Многие в Украине считают, что то ли объединенная Европа, то ли Соединенные Штаты заблокируют строительство "Северного потока-2", ведь этот трубопровод вредит энергетической безопасности ЕС, подрывает единство Запада и противоречит законодательству Евросоюза.
Однако украинцы должны понимать, что в блокировании этого проекта нельзя полностью полагаться на ЕС и США.
Большинство комментаторов, анализируя негативные последствия от его строительства, делают акцент на потере Украиной более $2 млрд платы за транзит. Это – важная, но не самая вероятная потеря. Есть по крайней мере еще несколько существенных проблем, с которыми может столкнуться Украина в случае достройки "Северного потока-2".
Одна из них – это
потеря Украиной большей части имеющейся сети трубопроводов.Следует понимать, что в случае достройки и запуска "Северного потока-2" у Украины уже никогда не будет больших объемов транзита. Значительный транзит российского газа навсегда останется в прошлом.
Перспектива настоящей политической и энергетической изоляции – еще одна большая проблема, о которой не упоминают в спорах вокруг угроз "Северного потока-2".
Это легче всего проиллюстрировать наглядным примером.
Если бы сегодня произошел перебой в транзите российского газа в ЕС, президент Европейской комиссии уже бы звонил в Киев. Чиновники из Парижа, Берлина и Варшавы слетелись бы в украинскую столицу, чтобы решить газовую проблему – и свою собственную, и заодно и украинцев.
А вот при "Северном потоке-2" энергетические проблемы Украины будут мало интересовать Европу.
Никто не прилетит в Киев, чтобы помочь разобраться. Проблемы Украины будут исключительно ее проблемами. Это будет как политическая изоляция – значение этих проблем для стран ЕС уже не будет существенным.
Это еще один важный аспект, о котором часто забывают – раскол европейского газового рынка из-за "Северного потока".
В случае загрузки его второй ветки рынок Западной Европы, как и сейчас, будет получать газ из России, Алжира, Норвегии, а также иметь поставки сжиженного газа. Западноевропейский газовый рынок является сейчас и останется в дальнейшем действительно либерализированным, открытым и конкурентным.
В свое время рынки Центральной и Восточной Европы, включая Украину, присоединились к Энергетическому сообществу, поскольку стремились либерализироваться по западноевропейской модели. И если заработает "Северный поток-2", интерконнекторы с запада на восток, построенные для альтернативных поставок нероссийского газа в страны Центральной и Восточной Европы и Украину,
перейдут под фактический контроль "Газпрома".Когда газ из "Северного потока-2" достигнет точки входа "Грайфсвальд" на немецком берегу Балтийского моря, он пойдет дальше соединительным трубопроводом EUGAL, который также контролируется "Газпромом" и его партнерами, через восточную Германию в Польшу и Чехию.
Изначально эти интерконнекторы строили для поставок нероссийского газа на рынок Центральной и Восточной Европы, но теперь они уже будут служить "Газпрому", а альтернативным источникам газа будет очень трудно получить доступ к ним. Будут работать законы бизнеса: большой объем российских газовых потоков в страны Центральной и Восточной Европы отвлечет инвесторов от строительства альтернативных трубопроводных мощностей и поиска альтернативных источников.
Фактически "Северный поток-2" в значительной степени вернет разделенность, которая существовала на европейском газовом рынке до 2004 года, то есть будет с одной стороны – либерализованный западноевропейский рынок, а с другой –
более закрытый рынок Центральной и Восточной Европы, где будет доминировать "Газпром".........реверс возможен только в случае, если на запад идет достаточно газа по трубопроводам "Ямал" и "Дружба", через Украину. Но если Словакия, Польша и Венгрия начнут получать газ иначе – с запада на восток, через "Северный поток-2" и EUGAL – то
его реверсные поставки в Украину будут гораздо сложнее.Если "Северный поток-2" заработает, а "Дружба" почти полностью остановится, ситуация в корне изменится. "Газпром", который вместе с партнерами контролирует EUGAL, сможет сократить поставки газа компаниям, которые поставляют газ в Украину. Реверсные поставки в Украину станут для них довольно рискованным делом.
После принятия Соединенными Штатами санкционного закона, который позволяет вводить санкции против российских экспортных газопроводов, в Украине появилась иллюзия о том, что американцы спасут и остановят "Северный поток-2".
На самом деле не стоит надеяться, что американцы бросятся спасать Украину с саблями наголо.
Санкционный закон дает правительству США полномочия ввести санкции, а не обязывает это делать. Предсказать, произойдет ли это – невозможно, тем более учитывая хаос, творящийся сейчас в Вашингтоне. В конце концов, санкции действительно могут одобрить, однако Киев не может с уверенностью на это рассчитывать.
Также нет уверенности, что ЕС внесет изменения в газовую директиву 2009 года и формально распространит действие энергетического законодательства Евросоюза на экспортные газопроводы. Сейчас в Брюсселе идут ожесточенные политические бои между странами-членами ЕС вокруг предложенной поправки к газовой директиве. Очень вероятно, что Германии удастся собрать блокирующее меньшинство стран-членов, чтобы не допустить принятия изменений.
У Украины осталось менее двух лет, чтобы защититься от угроз "Северного потока 2".
Надо действовать быстро.
Украине следует сосредоточиться на своей энергетической реформе: быстро построить рынок разведки и добычи энергоресурсов, который бы отвечал мировым стандартам, чтобы привлечь больше инвестиций и технологий для роста внутренней добычи.
Мероприятия по энергоэффективности помогут сократить потребление – например, в промышленном секторе можно быстро достичь хороших результатов.
Но для дальнейшего увеличения добычи и дополнительной энергоэффективности понадобится гораздо больше иностранных инвестиций.
Это проблематично. Вряд ли инвесторов можно будет заинтересовать одним только принятием новых реформаторских законов. Нужно завершить обещанные реформы. В энергетике это прежде всего полная либерализация газового и электроэнергетического секторов. Без этого перспектива получения инвестиций представляется сомнительной.
Все инвесторы будут задавать один вопрос: насколько серьезно Украина относится к реформированию рынков и своему спасению?
Для противодействия "Северному потоку-2" вам предстоит на него ответить.
ПодробнееНе только лишь все оценили предостережения англосакса, но один коммент особо понравился.
Перевод с мовы:
Когда-то один знакомый из Канады рассказывал мне, что его зять работает в трансконтинентальной фирме Шелл. Так вот он говорил, что Карпаты находятся на сплошных залежах нефти и газа, поэтому требуется сверхглубокое бурение. Я поинтересовался у ведущего специалиста по этому вопросу профессора Яремчука. Последний подтвердил это и сказал, что еще при советах они бурили сверхглубокие скважины в с. Шевченково Долинского района. Пробурили 8км. Осталось еще немного Не стало труб и они поехали в Москву за разрешением на трубы, но им отказали, потому что тогда нашли поверхностные залежи газа в Средней Азии и скважину законсервировали. Нынешняя власть почему-то упорно старается не видеть решения этой проблемы, хотя фирма Шелл предлагала сделать это. Лет 10 назад мусолился вопрос добычи сланцевого газа. Нам морочили голову, что это опасно, хотя США 30 % газа получает сланцевого. В конце- концов решили добывать, а дальше поменялась власть и затихло. И снова изменение власти- журналист спрашивает у Яценюка: почему не добываете сланцевый газ? Он говорит: Газ в Донецкой области, а там война. Идиотизм! В Галицком, Рогатинскому районах Ивано-Франковской войны нет, а там обнаружили значительные запасы сланцевого газа, почему не добывают? потому что здесь не будет взяток, потому что это не выгодно олигархам, не выгодно Путину, не выгодно и Европе. Простому украинцу до лампады с какого Потока будет газ, лишь бы был доступным.Не хочу обсуждать очередное "золото Полуботка", но о Карпатах, откуда этот вуйко, скорее всего, и пишет, тревоги нет.
Их почти обрили, осталось раздолбать в щебень. Одна беда - дурных нэма даже среди яценюков.