Небольшой участок железной дороги, связывающей Москву с Адлером, длиной всего 37 км мы презрительно называли “перегоном в Луганской области” и никогда не рассматривали всерьез. Какое стратегическое значение может быть у перегона? Подумаешь, сменили шило на мыло: вместо Гартмашевка–Зориновка теперь Журавка–Миллерово.
Поэтому, когда в 2015 году Россия начала строительство альтернативной ветки железной дороги, полностью проходящей по ее территории, а 7 августа 2017 года сдала в эксплуатацию 140 км рельсов, мы ухмылялись: разговоры не стоят тех копеек, которые агрессор платил за железнодорожный проезд через Луганскую область.
Потом, правда, оказалось, что за транзит мы получали $70 млн. И через “несчастный перегон” до начала АТО проходил огромный поток, особенно летом: до 190 железнодорожных составов в сутки, преимущественно пассажирских. Украинские пограничники могут теперь вздохнуть с облегчением: по новому правилу о въезде с 2018 года им бы пришлось всем пассажирам “пальчики откатывать”. Помимо погранично-таможенных проверок.
Не удивительно, что после открытия нового участка в сентябре минувшего года, когда по нему пустили на тот момент еще только грузовые составы, министр обороны РФ Сергей Шойгу с пафосом прикрепил орден Жукова к знамени 39-й бригады железнодорожных войск, участвовавшей в строительстве.
Наши блоггеры недолго язвили по этому поводу в соцсетях и переключились на другие темы. Пока не стало известно, что перегон был только началом и Москва планирует уже в ближайшее время продолжение строительства дороги от станции Журавка до Прохоровки. Мелочь, но неприятно, особенно с точки зрения транзита. Тут потери увеличиваются уже до $200 млн. в год.
А к 2025 году будет сдана скоростная железнодорожная магистраль вдоль восточной границы Украины, которая соединит Центральную часть РФ с Черноморским побережьем в направлении Воронеж–Лиски–Ростов-на-Дону. И вот тогда, как считает известный экономический аналитик Александр Охрименко, Россия окончательно “выстроит свою инфраструктуру в этом регионе и прекратит использовать Украину как транзитную страну”. Отчего мы рискуем потерять в среднем $1,6 млрд., которые мы зарабатывали на железнодорожном транзите в Европу.
Более того, не сомневаюсь, что коварный план обхода Украины не ограничится только тем, что поезда страны-агрессора будут ездить МИМО. Боюсь, что и нашим поездам предложат “объезжать Россию”. А как ты ее объедешь? Она же огромная!
Мы уже пытались протоптать новый "Шелковый путь" – транспортировку грузов в обход России через два моря, Грузию и Казахстан в Китай. Где-то там, на границе Казахстана с КНР, наш состав и застрял.
Впрочем, мы не теряем присутствие духа.............. мы стали фантазировать о новом маршруте под названием "Шелковый ветер": из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, оттуда по двум направлениям – в Турцию или в Украину, а из нее через Беларусь – до литовского порта Клайпеда на Балтике.
Отличная идея. Вопрос лишь в том, не перетащит ли Россия на себя поток грузов из Азии в Европу и обратно (т.е. из Китая через Казахстан в РФ и далее в страны ЕС), построив новые “рельсы” в обход Украины?
Тем более что у нас денег на закупки и ремонты подвижного состава крайне мало, а глобальная модернизация железнодорожного полотна и линий электропередач – из разряда научной фантастики. При том, что изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов –свыше 80%, а длина магистральных путей с просроченным капитальным ремонтом – 27% от общей протяженности железных дорог.
Кстати, с газовыми трубопроводами аналогичная ситуация. Они тоже на ладан дышат, и за свои деньги мы их вряд ли отремонтируем. Но будет ли кто-то из европейских инвесторов закачивать в нашу трубу миллиарды? Если даже “Нефтегаз” пока не готов это делать.
Напомню, что ставшая прочти крылатой фраза главы правления НАК "Нефтегаз Украины" Андрея Коболева, процитированная в начале статьи – "Наша южная ветка уже умерла, потому что Турция согласилась строить “Турецкий поток" – прозвучала во время дискуссии о реконструкции компрессорных станций "Ананьив", "Заднипровська" и "Пивденнобузька".
Правление "Нефтегаза" не согласовало капиталовложения на сумму более 4 млрд. грн. И Коболев аргументировал отказ вкладывать деньги в обновление компрессорных станций (КС) газопровода, по которому российский газ поступает в Турцию и на Балканы, необходимостью понимать судьбу украинской ГТС после 2019 года.
На днях было получено разрешение на укладку второй нитки в исключительной экономической зоне и территориальных водах Турции. “Газпром” железно уверен, что обе нитки газопровода будут запущены в эксплуатацию в срок, до конца 2019 года.
Всего, по словам председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, проект "Турецкий поток" реализуется одновременно на трех участках: на берегу в России и Турции, а также в Черном море. На морском участке уложено более 760 км суммарно по двум ниткам, завершается строительство участка берегового примыкания в России, а в Турции начались работы на строительной площадке приемного терминала. Учитывая, что длина морской части трубы – 930 км, сухопутной части по турецкой территории – 180 км, а строительство морского участка начато совсем недавно – в мае 2017 года, нас обходят на высокой скорости.
А тут еще и немцы, наконец договорившиеся о создании большой коалиции (следовательно, перевыборов у них не будет), подыгрывают "Газпрому" по "Северному потоку-2". В Германии выступили против поправок Еврокомиссии к газовой директиве, которые затрагивают проект. И довольно ловко от них отбиваются.
Кроме того, уже стал известен подрядчик строительства: это базирующаяся в Норвегии межнациональная инженерно-строительная компания Kværner, 30% акций которой принадлежат Министерству экономики и рыболовства Норвегии. Таким образом, Норвегия, которая возглавляет неформальную “коалицию” стран северной Европы, выступающих против строительства "Северного потока-2", уже фактически сама принимает в нем участие.
Конечно, в отличие от “Турецкого потока”, полной уверенности, что “Северный поток-2” будет построен, нет ни у кого. Поэтому у нас остается надежда, что эта “проклятая труба” мощностью 55 млрд. куб. м в год так и останется в мечтах злобного Путина и после 2019 года мы подпишем с агрессором еще один транзитный договор. Хотя меня почему-то одолевают на сей счет великие сомнения.
И что самое противное – компенсировать огорчение нечем. Россия нас обходит, а мы Россию – нет. Единственное, что мы построили за последнее время – это авдеевский газопровод в обход неподконтрольных территорий – из Очеретяного к Авдеевке.
Как сообщается, газопровод сможет обеспечить газом, кроме Авдеевки, еще семь окрестных селений: Красногоровка, Ласточкино, Орловка, Тоненькое, Водяное, Первомайское и Нетайлово. Стоимость “стратегического проекта” 58 млн. грн., да и то часть этой суммы профинансировал Авдеевский коксохимический завод. На этом наши утешения заканчиваются.
ссылка