Цитата: Senya от 29.01.2018 17:17:40Коксовый газ
В металлургии использовался по всему миру до начала добычи природного.
Можно ещё раскалённый без доступа воздуха водяным паром обрабатывать - светильный газ. Уличные фонари, газовые рожки. Самоубийцы его очень любили (СО много).
Вроде других примышленных технологий не было (бензин - другая опера).
Вообще уголь ценен другим - его гораздо легче, чем другие энергоносители:
1. хранить (просто в кучах под открытым небом, любое количество времени )
2. транспортировать (абсолютно в любой таре любым транспортом, хоть в торбе за спиной)
3. Использовать (греби из кучи лопатой прямо в топку, можно прямо с улицы вперемешку со снегом). Электричество использовать чуть удобнее - но только когда оно есть.
4.Заготавливать проще дрова, чем уголь, но на следующем месте - опять же уголь.
Касательно паровозов - все гораздо сложнее.
В моем городе их массово порезали на металлолом не в 90-е, а в середине и конце 2000-х. Но тут загвоздка есть ещё одна.
Как-то рассказывала мне моя бабушка, о том как принимала отца моего школьного друга на работу в локомотивное депо в моем городе (она работала там с конца войны - когда пришла туда работать - была со своим средним образованием чуть ли не единственной грамотной, и поэтому до пенсии успела поработать практически на всех должностях, где была хоть какая-то документация). Когда Сергей с ещё одним однокурсником приехали из училища в Челябинске, и пришли в депо устраиваться помощниками машиниста тепловоза, у них в удостоверениях значилось, что в экстремальных случаях они могут самостоятельно управлять тепловозом и паровозом.
Когда бабушка спросила, действительно ли он сможет самостоятельно довести паровоз до Челябинска или Свердловска, он твердо сказал что нет - сам не сможет. Отметку в удостоверении им ставили после того, как они проехали в паровозе 1 короткий перегон 1 раз. И паровозом управлял опытный машинист, а они только наблюдали, сами к управлению не притрагивались. А все остальное время обучения их учили управлять только тепловозом.
Моей бабушки нет уже несколько лет, Сергей, когда я видел его последний раз - был с сединой и сейчас уже наверняка на пенсии. И за время работы вряд ли научился управлять паровозом. Так что плакать по их утраченной функциональности вряд ли стоит - последний действующий паровоз в моем городе порезали на металл наверняка после того, как в городе остался хоть кто-то способный им управлять. А на резку паровозы из депо вытаскивали на буксире...