Это свершилось! Средняя стоимость бензина А-95 в крупнейших сетях АЗС преодолела психологическую отметку в 30 грн./литр. Вчера (29 января) и цена дизельного топлива перешагнула эту планку.
Выхода может быть два: либо нам повезет и топливо вдруг подешевеет на внешних рынках, либо мы что-то будем делать сами, чтобы снизить его цену на внутреннем рынке. Как вариант – можно уменьшить налоговую нагрузку. Мы уже писали, что структура розничной цены бензина А-95, к примеру, выглядит так: цена топлива на границе – 48%, налоги – 38%, затраты АЗС – 14%. Но снижать налоги мы не можем, это пошатнет бюджет, который принят, проголосован, согласован с МВФ и т.д. и т.п.
Когда очевидного способа быстро решить проблему нет, начинает бурно работать творческая мысль.
Возникает вопрос: почему мы не добываем нефть? Или на худой конец – почему мы ее сами не перерабатываем в бензин, как делали это в 90-е и даже 2000-е? Ведь, казалось бы, все для этого есть: НПЗ – есть, скважины – есть, нефтедобывающая индустрия – есть. Где наша нефть и наш бензин?!
Начнем с того, что избавимся от иллюзий: Украина – не Саудовская Аравия и не Россия. Может, мы и великая аграрная держава, но уж точно не нефтяная. Ежегодно наша страна потребляет около 10 млн. тонн нефтепродуктов. Плюс-минус с учетом всех нюансов, включая боевые действия (танки очень “прожорливые ребята”), погодные условия, масштабы урожая и мобильность населения. Чем больше ездим, тем больше расходуем топлива. Это понятно.
В старые времена (при антинародном режиме и даже до него) Украина ежегодно могла добыть до 3 млн. тонн нефти. В последние годы добыча неуклонно снижается. Для примера: в 2016 году она упала на 11,6% по сравнению с 2015 годом – до 1 млн. 596,7 тыс. тонн. В 2017-м добыли и того меньше.
Официальная причина: добыча нефти снижается вместе с ухудшением положения главного нефтедобытчика – полугосударственной "Укрнафты". А ухудшение это стало следствием целого ряда факторов.
Во-первых, у нас все очень плохо с так называемым “скважинным фондом”. По некоторым данным, из 1500 скважин реально существуют 1000, но и в тех нефти очень мало. Новых скважин почти нет. В 2014 году закончили строительство шести (из 12-ти запланированных) новых скважин, в 2015-м – шести из 10, а в 2016-м – четырех из пяти.
Во-вторых, добыча нефти упирается в личности фактических владельцев “Укрнафты” и единственного нефтеперерабатывающего завода в Кременчуге, которые принадлежат группе "Приват" Игоря Коломойского. Точнее, НПЗ принадлежит полностью, а в "Укрнафте" только часть акций. Но зато имело место полнейшее влияние на топ-менеджмент компании. С которым, начиная с 2015-го, боролись АП и Кабмин (помним эти ночные “штурмы” и обыски офиса “Укрнафты”, – автор) с переменным успехом.
А заодно пытались слупить с “Укрнафты” дивиденды за 2011-2013 годы и остановить рост налоговой задолженности компании. Для чего правительство Арсения Яценюка инициировало поднятие рентных платежей на нефть в 2014 году.
В итоге выбить Коломойского из нефтедобычи не удалось, нефтепереработки тем более, но остальные нефтегазодобывающие компании, пострадали рикошетом от повышения рентных платежей и снизили добычу нефти, которая и так у них была смешная – от одной до 15 тыс. тонн в год. Всего “малыши” добыли за год около 50,3 тыс. тонн нефти, но это капля в море, совершенно не влияющая на цену бензина в Украине.
Итак, с нефтедобычей у нас не сложилось. Но есть вариант закупать сырую нефть и самостоятельно ее перерабатывать – это дешевле, чем импортировать бензин и нефтепродукты. Почему не получается тут? Все очень банально: Украина имеет шесть нефтеперерабатывающих заводов, но работает, как сказано выше, только один – “приватовский” НПЗ «Укртатнафта».
Что же с остальными пятью НПЗ? Как отмечают специалисты, Надворянский, Дрогобычский и Херсонский НПЗ нужно просто забыть и вычеркнуть из текущих реалий. Они были остановлены еще в 2005-2007 годах, поскольку ни экономическая эффективность, ни качество выпускаемого ими топлива уже тогда не отвечали минимальным требованиям времени. И нет дурака, согласного вложить в них в общей сложности $1 млрд. инвестиций.
А вот Лисичанский НПЗ вполне перспективен. Он является самым «молодым» из украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Его общая мощность – около 7 млн. тонн нефтяного сырья в год. Завод способен выпускать топливо стандарта Евро-4, а также ДТ стандарта Евро-5. Был в собственности ТНК-BP и "Роснефти". Предприятие остановлено в 2012 году по причине убыточности. Совсем недавно, в январе 2018-го, стало известно, что швейцарская Glusco Energy купила его у кипрского филиала “Роснефти” (Rosneft Management Company Limited Кипр). Купила, но пока не запустила. И непонятно, собирается ли запускать вообще. Учитывая, что до линии фронта с мятежным Донбассом там “два лаптя по карте”. И снаряды долетают как раз до резервуаров...
Остается Одесский НПЗ, который мы конфисковали судом в пользу Кабмина у “пособника антинародного режима” Курченко и оформили в ГП "Одесский нефтеперерабатывающий завод", основанный Фондом государственного имущества. На этом пока все. Но есть мечта, чтобы НПЗ заработал и тем самым сбил цены на бензин.
У мечты есть аргументация: в отличие от Херсонского или Дрогобычского “коллег”, одесский завод остановлен сравнительно недавно – в начале 2014 года. И хотя он был довольно низкоэффективным (выход светлых нефтепродуктов ниже 50% при норме 75%), приспособить его хотя бы под выпуск дизтоплива можно. А учитывая, как дорожает это самое ДТ, то и очень желательно.
Осталось решить практическую задачу – обеспечение НПЗ сырьем. Где взять нефть? В России? Не выйдет. И не потому, что агрессор (неприлично как-то покупать), а потому что Россия на конфискованный НПЗ и капли не даст.
Белорусы могли быть продать. Но есть существенная логистическая проблема. Хотя Джен Псаки и “посылала” шестой флот США к берегам Белоруссии, но моря у сябров нет. А доставка из Мозыря и Новополоцкого необходимого объема нефти (для запуска на полную мощность надо ее свыше 3,5 млн. тонн в год) напрягает железную дорогу. У нее столько цистерн, как оказывается, просто нет.
Теоретически можно купить в Азербайджане. Опыт есть. "Укртатнафта" подписала контракт с азербайджанской компанией Socar Trading на ежегодную поставку 1,3 млн. тонн и заявила о намерении увеличить производство более чем на 41%. Тем более удобно поставлять азербайджанскую нефть в Одессу морем.
Но и тут возникает проблема. Если пригнать из Баку большой танкер (а только так доставка оправдана по цене), нефть надо немедленно разгрузить. А на Одесском НПЗ нет достаточного количества резервуаров, чтобы хранить большой запас нефти. Максимальный объем – до 200 тыс. тонн. И мест под новые резервуары нет, кругом – курортный город.
Красиво звучит, что “в Украине есть шесть НПЗ”. А еще красивее фраза: “мы способны обеспечить себя собственной нефтью и нефтепродуктами”. Но все это – воздушные замки. Гипотетически мы можем всё. Практически – ничего. И зависимость от импорта на 88% (плюс единственный работающий НПЗ, находящийся в руках недружественной к власти ФПГ) – это факт, с которым надо смириться. Остальное фантазии. Такие же, как золото Полуботка.
ссылка