Украина и украинско-российские отношения
206,872,066 349,335
 

  Trifon ( Специалист )
01 фев 2018 15:15:10

Российский капитал покидает Украину. Что бы это значило?

новая дискуссия Статья  225

В марте 2016 года Владимир Путин, проводя встречу с представителями бизнес-сообщества, порекомендовал последнему не спешить с уходом с украинского рынка, «подождать, пока есть надежда на нормализацию отношений». Президент аргументировал свою позицию тем, что «власть там может смениться, а бизнес и Украина останутся».

Увы, но никакой нормализации отношений на горизонте не просматривается. Более того, с начала 2017 года киевские власти перешли на новый виток радикализации, максимально расширяя конфликтное поле с РФ. Одним из наглядных доказательств этого стали новые санкции против банков с российским капиталом, введенные год назад после того, как офисы финучреждений стали объектами атак «патриотически настроенной общественности».

С того момента риторика руководителей российских госбанков изменилась – приоритетной стратегией был объявлен уход с украинского рынка. Говоря биржевым языком, российские госбанки решили фиксировать убытки на украинском направлении. Отметим, что с 2015 года «дочки» российских госбанков находятся в дискриминационном положении – против них были введены санкции, запрещающие проводить операции на фондовом рынке Украины.

Весь 2017 год на банковском рынке Украины циркулировали слухи о том, что к «Сбербанку России» и «Проминвестбанку» пристальный интерес проявляют украинские бизнесмены Александр Ярославский и Валерий Хорошковский. Правда до сделок с их участием так и не дошло. Куда большую настойчивость проявил Сергей Тигипко, выкупивший под конец прошлого года «VS Банк», «дочку» «Сбербанка России», чьи активы на 1.09.2017 оценивались в 121 млн евро; планируется, что «VS Банк» войдет в структуру тигипковского «ТАСкомбанка». Не исключено, что Тигипко станет основым претендентом на приобретение остальных «дочек» российских госбанков уже в этом году.
Именно докапитализация «дочек» российских госбанков обеспечивала изрядную долю инвестиций в украинскую экономику в последние годы. В целом, Россия, названная «государством-агрессором», в последние годы была самым большим зарубежным инвестором в Украину, как в реальный сектор экономики, так и в акционерный капитал (за 2016 год – $1,66 млрд, что эквивалентно 37,8% всех зарубежных инвестиций). Следом за Россией располагается Кипр ($427 млн в 2016 году), откуда преимущественно реинвестируют деньги украинские и, опять таки, российские олигархи. Общий объем накопленных прямых инвестиций российского бизнеса на Украине на 1 октября 2016 года оценивался Госстатом в $4,8 млрд.

Но, судя по всему, удельный вес российских инвестиций в украинскую экономику, равно как и их накопленный размер в абсолютных значениях, будет лишь уменьшаться в кратко- и среднесрочной перспективе; стоит вспомнить и тот факт, что к приватизационным процессам на Украине представители российского капитала ныне не допускаются. В 2017 году российский бизнес куда более активно распродавал активы на Украине. Причин тому много:

Во-первых, продолжает падать покупательская способность населения и бизнеса (в 2017 году продолжили сокращаться базовые отрасли – добывающая промышленность, металлургия, сельское хозяйство, что опровергает заявления Порошенко-Гройсмана о начале восстановительного экономического роста);

Во-вторых, играют роль санкционные риски – начиная от введения ограничений на законодательном уровне, заканчивая самоуправством «активистов», препятствующего ведению бизнеса. Напомним, что в комитетах Верховной Рады находятся законопроекты о национализации имущества «дочек» российских банков и о запрете транзита через территорию Украины продукции компании «Роснефть».

Собственно, «Роснефть» в 2017 году максимально сократила свое присутствие на Украине. В частности, входящая в структуру «Роснефти» сеть АЗС «ТНК Украина» (более 150 заправок) в прошлом году перешла в собственность швейцарской группы Glusco Energy S.A. Напомним, что с 2014 года законсервирован принадлежащий «Роснефти» Лисичанский НПЗ (Луганская область), попавший под обстрелы, совершенные, предположительно, нацбатами олигарха Коломойского. Последний является владельцем Кременчугского НПЗ, следовательно «Беня» устранял конкурента с рынка.

Еще в 2014 году, после многочисленных атак радикалов, «Лукойл», занимавший в лучшие годы 4-е место по объемам розничной реализации моторного топлива на Украине, вынужден был продать свою сеть из 240 АЗС и 6 нефтебаз австрийской компании AMIC Energy. В феврале 2017 года «Лукойл» продал фактически последний актив на Украине – завод «Карпатнефтехим» (Ивано-Франковская область). Его приобрели экс-топ-менеджер «Лукойла» Ильхам Мамедов и украинский бизнесмен Игорь Щуцкий.

В энергетическом секторе была проведена еще одна крупная сделка с участием российского капитала – продажа нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс» в декабре 2015 года. Российская «Транснефть» продала его швейцарской International Trading Partners AG. Сейчас трубопровод является одним из главных маршрутов поставки дизельного топлива из России на Украину.

В связи с идущей приватизацией энергоактивов в украинском медийном поле активизировались голоса «политологов по вызову» о том, что нужно отобрать у группы VS Energy (основные бенефициары – член Совфеда Александр Бабаков и бизнесмен Евгений Гинер) принадлежащие ей пакеты акций облэнерго. Дескать, это является стратегической угрозой – владение облэнерго представителями «страны-агрессора». Потому не исключено, что группа VS Energy вынуждена будет продавать принадлежащие ей активы, чем смогут воспользоваться украинские олигархи (тем более, облэнерго переводят на RAB-тарифы, что позволит монополистам присвоить лишние миллиарды гривен).

Распродавали россияне и промышленные активы в последние два года. Так, упоминавшийся выше Сергей Тигипко под конец 2017 года выкупил у российской группы «Северсталь» завод Днепрометиз. Притом Тигипко выкупил это предприятие в 100 раз дешевле, чем продал его в 2006 году – $0,5 млн против $50 млн.
В октябре 2017 года состоялась очень крупная по украинским меркам сделка – известная швейцарская компания Glenсore выкупила Николаевский глиноземный завод и три другие украинские компании, подконтрольные Объединенной компании «Русский Алюминий» («РусАл») Олега Дерипаски. К слову, киевские власти обвиняют Дерипаску в недоплате налогов в размере 800 млн грн (с ранее принадлежащего «РусАл» Запорожского алюминиевого завода), что могло подтолкнуть российского бизнесмена к продаже активов на Украине.

Харьковский тракторный завод, ранее принадлежавший австрийцу Зигфриду Вольфу – председателю совета директоров компании Дерипаски «Русские машины», в апреле 2016 года перешел в собственность упоминавшегося выше харьковского бизнесмена Ярославского. Также Ярославский выкупил ряд российских страховых компаний, одна из них – «ИНГО Украина», принадлежащая до июля 2015 года все тому же Дерипаске (интересно, что с Украиной Дерипаску связывает еще одна нить – ранее на него работал Пол Манафорт, политтехнолог «Партии регионов», который ныне является главным фигурантом дела о «российском вмешательстве в американские выборы»).

Ярославский продолжил наращивать свои активы на Украине, выкупив в мае 2017 года у группы «Евраз» Романа Абрамовича ГОК «Сухая балка». Также «Евраз» в период 2016-2017 годов продал коксохимический завод «Южкокс» в городе Каменское.

Словом, тенденция очевидна – российский бизнес постепенно «сматывает удочки». С учетом того, что официальная Москва строит транзитную инфраструктуру (газопроводы, аммиакопровод, железнодорожные ветки и автомобильные шоссе, расширение портовой инфраструктуры Азовско-Черноморского и Балтийского бассейнов) в обход Украины, напрашивается логичный вывод, что в России перестали рассматривать возможность нормализации отношений с Украиной в обозримой перспективе. После завершения строительства обходной инфраструктуры роль Украины для России и вовсе станет мизерной. Какими экономическими и социальными проблемами это грозит Украине – предельно понятно. Равно как и политическими – внешние игроки будут куда меньше заинтересованы поддерживать территориальную целостность «страны победившего Майдана».



Подробнее: http://antifashist.com/item/rossijskij-kapital-pokidaet-ukrainu-chto-by-eto-znachilo.html#ixzz55rVALyMv


  • +2.57 / 33
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  exUSSR ( Практикант )
01 фев 2018 15:25:03

Видимо, наш Президент тогда был лучшего мнения о психическом состоянии властей США.
Увы, он не Господь бог.
  • +0.67 / 15
  • АУ