Цитата: Technik от 28.02.2018 09:33:57Не специалист в области радиопоглощающих материалов и радиопоглощающих покрытий (что в общем-то не одно и то же) - но рискну утверждать, что написанное - рекламное преувеличение (хотя оно и было озвучено и на авторитетном Airwar).
ЭПР в моем понимании (поправьте, если ошибаюсь...) в первую очередь зависит от конфигурации планера. РПМ и РПП способны лишь снизить ЭПР, и то в достаточно узком диапазоне частот. Сколь мне известно, наиболее серьезное изменение конструкции МиГа при его модернизации в "Бизон" - это замена фонаря кабины на обеспечивающего лучший обзор - и, что интересно, тем самым для эффективного применения НСЦ в комплексе с Р-73. Опять же сколь мне известно, никакие РПМ/РПП при модернизации не применялись - дорого, да и жизненный цикл индийских мигов подходил к финишу, несмотря на модернизацию.
Во-вторых. Вооружение и ПТБ МиГ-21 размещаются на внешних подвесках - и это сразу ставит жирный крест на любых попытках существенно уменьшить ЭПР.
В порядке байки... При "заводской", в Жуковском, отработке КОЛС на МиГ-29, целью был как раз МиГ-21. Поскольку прецизионная точность тогда не требовалась, дальность обнаружения КОЛСом 21-го оценивалась по экрану диспетчерского радара на КДП. Так вот метки от оччччень хорошо видимого на радаре 29-го и 21-го были практически одинаковы - т.е. радар на сравнимых дальностях видел их одинаково хорошо. Полагаю, "Бизон" был бы виден ровно так же.
[br/]
Мне крайне сложно представить Jane’s Information Group - как рекламную площадку МиГа, а информация именно от них была, в 2002 году, ссылку я дал. Мое личное отношение - ребята традиционно дают очень взвешенную, нередко пессемистическую даже оценку в своих статьях.
У меня нет причин не доверять данной статье. Собственно там говорится об одном из предложений по модернизации, было ли оно реализовано - не знаю, конкретный перечень мероприятий модернизации в "Бизона" - у меня на руках отсутствует.
Встречал информацию, что без внешних подвесок МиГи 21бис и 29 имеют ЭПР в районе 3 м.кв и 15-18 м.кв, т.е. в 5-6 раз разница.
[br/]
Собственно тезис моей заметки - объяснить свой минус оппоненту на его высказывание о "традиционном отставании СССР/РФ в РПМ/РПП.
Другое дело, что лично моё мнение, доводить до абсурда, до хромого гоблина и необходимости регламентно постоянно обновлять РПП/РПМ на хряпторе идею о снижению мер по заметности - глупость, которая прокатить могла только у не владеющих математикой сенаторов для обоснования стоимости.
[br/]
Изменение дальности обнаружения при всех прочих равных, зависит от корня четвертой степени изменения ЭПР. То есть 3 м.кв. и 15 м.кв. на радаре появятся примерно на одной дальности. Снижение ЭПР в частоте радара 10 раз (с 3 до 0,3) уменьшит расстояние где-то на 30%. Чтобы уменьшить в 10 раз - тут ЭПР необходимо снижать в 10 000 раз, что есть ересь.
Собственно, в наших разработках я вижу, что меры по недопущению сильного роста ЭПР есть, внутренние отсеки, золочение фонаря, радар-блокер во впускном тракте, общая геометрия, но эти меры не являются святым тотемом, в жертву которому приносятся возможности и стоимость эксплуатации и не кастрируются более важные функции самолетов.
Не обмазываются с ног до головы золотыми волшебными мазями, т.к. их эффект красиво смотрящийся в цифрах ЭПР - вовсе не компенсирует увеличение стоимости, сложности, ограничений, и, в общем-то, не дает особо выдающихся реальных результатов.