Цитата: basilevs от 20.07.2009 00:29:03
По Ленд-Лиз - всё-таки найдите документы оригинальные на английском, и почитайте. Я в своё время их кидал на авантюру. Суть там в том что:
1) Оружие и припасы, уничтоженные в ходе боевых действий - не оплачивались (!)
2) Оружие и припасы, уцелевшие - возвращались либо оплачивались.
Именно поэтому в конце войны наши возвращали американцам огромную кучу техники, хотя и были бы рады оставить её себе. А американцы тщательно проверяли комплетность, затем пихали под пресс и увозили в виде металлолома.
А часть техники, поставленной по ленд-лизу, мы оставили себе (в основном - автомобили, тепловозы). За них вот и выплачивали потом до 1973 года.
Но (!). Ленд-Лиз - это была лишь небольшая часть военных поставок в СССР. Почему-то в народном сознании все поставки военной техники, материалов и продовольствия из США и Мелкобритании принято называть ленд-лизом. А это нифига не так. То, что нам поставляла Британия - это в чистом виде обычные поставки, оплаченные золотом. И огромная часть поставок из США - тоже обычные, а не ленд-лиз. И вот за них мы платили по-полной.
PS. А как бы мы рвали рейх прекрасным образом в 1941 без американского аллюминия, молибдена, без их автотранспорта? Своего транспорта было мало и он был очень маломощный - сравнивать ГАЗ-АА и Студебеккер это нонсенс, а было ведь ещё много чего другого, тот же Додж 3/4, например
Насчет того что во время войны ничего не платили, ну это малость не так, вот из
воспоминаний А,Г.Головко:----------------------------------------------------------------------------------------------------
Обстоятельства гибели "Эдинбурга" весьма любопытны и еще раз подтверждают безоговорочную, при любых условиях, подчиненность моряков английского флота правилам для проводки конвоев, установленным Британским адмиралтейством. Атакованный гитлеровцами крейсер "Эдинбург" получил попадание в корму и лишился винтов и руля. Однако он мог не только оставаться на плаву, но и возвратиться на буксире в один из наших портов. На крейсере было в исправности все, кроме руля и винтов. Имея солидное вооружение, дополнительно защищенный другими кораблями, он мог постоять за себя. Тем не менее экипаж "Эдинбурга", едва крейсер был поврежден, покинул корабль, перейдя на подошедший к борту миноносец, причем
не взяв ничего -- ни личных вещей, ни ящиков с золотыми слитками, которые "Эдинбург" вез как плату, внесенную Советским Союзом Англии за поставки военных материалов. Крейсер был добит английскими кораблями и пошел на дно вместе с грузом золота, составлявшим около десяти тонн, то есть на сумму до ста миллионов рублей.--------------------------------------------------------------------------------------------------------
И насчет машин, тоже не стоит передергивать, Студебеккер конечно хорошая машина, вот только основная часть автотехники была поставлена в последний год войны, а самые тяжелые 41 и 42 выезжали в первую очередь на полуторках да лошадях и горбу солдат.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Так, например,
в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А нехватку материалов решали их заменой, например
так:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 1943 году УМЗ освоил выпуск нового мощного мотора «М-107А» конструктора В.Я. Климова, но тут возникла,
казалось бы, неразрешимая проблема, из-за отсутствия кобальта. А без кобальтова стеллита невозможно было обеспечить жаропрочность клапанов. В довоенные годы кобальт получали из Бельгийского Конго и Финляндии.
И Михаил Ферин, придя на завод инженером, стал осуществлять мечту о создании необычных сплавов.
Группе специалистов, которую возглавил М.А. Ферин, поручили найти в сжатые сроки заменитель импортного сплава, который мог бы дать клапанам моторов особую прочность. Общими усилиями коллектива, направляемыми творческой мыслью М.А. Ферина, такой сплав был создан. При этом он не просто заменил импортный. Он был лучше его по своим качествам, так как Михаил Ферин нашёл, при какой температуре, в каких пропорциях определённые компоненты составят такой сплав. Этот сплав создавался на основе никеля, которого на заводе было предостаточно.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конечно ленд-лиз позволил нам не уделять внимания и не тратить ресурсы на некоторые виды продукции, и это была помощь, причем помощь обязательная для союзников в борьбе за выживание. Вот из письма И.В.Сталина У. Черчиллю
-------------------------------------------------------------
"...
Поставки Британским Правительством в СССР вооружения и других военных грузов нельзя рассматривать иначе, как обязательство, которое в силу особого соглашения между нашими странами приняло на себя Британское Правительство в отношении СССР, выносящего на своих плечах вот уже третий год громадную тяжесть борьбы с общим врагом союзников -- гитлеровской Германией."
Нельзя также не считаться с тем, что северный путь является наиболее коротким путем, позволяющим в наиболее короткий срок доставить на советско-германский фронт поставляемое союзниками вооружение, и что без надлежащего использования этого пути осуществление поставок в СССР в должном объеме невозможно. Как я уже Вам писал раньше и как это подтвердил опыт, подвоз вооружения и военных грузов для СССР через персидские порты ни в какой мере не может окупить недопоставок,
получающихся в результате отсутствия подвоза северным путем вооружения и материалов, которые, как это вполне понятно, входят в расчет снабжения советских армий. Между тем отправка военных грузов северным путем в этом году почему-то и без того сократилась в несколько раз по сравнению с прошлым годом, что делает невозможным выполнение установленного плана военного снабжения и находится в противоречии с соответствующим англо-советским протоколом о военных поставках.
Поэтому в настоящее время, когда силы Советского Союза напряжены до крайности для обеспечения нужд фронта в интересах успеха борьбы против главных сил нашего общего противника, было бы недопустимым ставить снабжение советских армий в зависимость от произвольного усмотрения британской стороны. Такую постановку вопроса нельзя рассматривать иначе, как отказ Британского Правительства от принятых на себя обязательств и как своего рода угрозу по адресу СССР".
--------------------------------------------------------------------------------------------