Цитата: Иеремия от 14.03.2018 19:51:12
Смысл вложенный Малевчем в тёмный квадрат , как бэ это помянше сказать...
Если судить по творчеству польского "художника" , то это было его любимым занятием .
+21
Наверняка на форуме есть специалисты по живописи, но я вставлю свои 5 копеек.
Черный квадрат - квинтэссенция живописи. Возможно, одна из величайших. Весь секрет в цветовосприятии глаза человека.
Вообще живопись - создание иллюзии, попытка создать обман зрения и заставить воспринять видимое двумерное изображение в качестве реального, трёхмерного. Для этого живописцы пользуются множеством приёмов. Эти приёмы основываются на закономерностях формо- и цветопередачи, цвето- и формовосприятия.
Как ни странно, но сложности есть не только в передаче объёмного изображения на плоскости, но и изображения плоскости как таковой. Предметы в вещном мире существуют во взаимодействии друг с другом, это взаимодействие определяется распределением световых пятен, тени, полутени и рефлекса. Поэтому любая реальная однородная плоскость в мире, помещённая в воздушной среде, неоднородна при восприятии глазом. И это не только рефлексы и тени, влияющие на условный естественный цвет предмета. Сам глаз размывает границу предмета, перенося на край его диффузные оттенки цветов и тональностей окружающей предмет среды. Края желтого предмета на синем фоне приобретут зеленоватый оттенок, красного - слегка фиолетовый, край предмета затемнится на тёмном фоне и высветлится на светлом и т.д. при восприятии данной композиции глазом. На этих законах и свойствах основано много эффектов и зрительных иллюзий. За границы этих иллюзий мы выйти не можем в силу физиологии (при отсутствии патологий, впрочем, близорукие или дальнозоркие сталкиваются с этими эффектами более выпукло так, что перестают различать формы предметов).
Нарисовать однородный плоский предмет - это вырвать его из контекста окружающей среды- раз; и оторвать от искажения восприятия его неоднородным нашим глазом - два.
Чтобы нарисовать плоский предмет недостаточно выкрасить его контур одним цветом, одной краской. Иначе его края в восприятии наш глаз исказит относительно фона, как и сам фон преобразится предметом.
"Черный квадрат" не черный (как и фон вокруг него не белый). Перед нами титаническая нюансовая живопись (даже не графика), которая позволяет нам видеть так, как мы никогда (никогдашеньки) не видим. Оттенки внутри и на границе квадрата (а ещё круга и креста в триптихе), плюс в фоне у него подобраны так, чтоб переиграть искажения привносимые восприятием глаза. Распределение этих нюансов и оттенков ахроматического цвета (тёмно-тёмно-серого, а не чёрного и светло-светло-серого, а не белого) по форме предмета в квадрате отнюдь не тривиально (и имеет форму Андреевского креста с убывающим градиентом к периферии, а для преодоления этого эффекта диффузии - обратное тональное соотнесение ), оно требует концентрации, знания законов живописи и цветовосприятия, владения арсеналом средств точного смешивания красок и мощным интеллектом при создании.
Итак обычно мы видим предметы лишь во взаимосвязи с другими. Малевич попытался средствами живописи показать вещь-в-себе, т.е. не такую, как её видит глаз, а такую, какой её интерпретирует мозг.
Здесь не пренебрежение ценностями, как у Энди Уорхолла, а выход на новый уровень анализа и восприятия и в т.ч. к новым ценностям (к некоему Абсолюту, а не миру относительностей).
Мы видим нарисованным не Черный квадрат, а идею черного квадрата, какой она существует в Вашем мозгу, а не в реале