Украина и украинско-российские отношения
204,883,322 348,302
 

  Удаленный пользователь
20 апр 2018 20:23:58

В Киеве ликвидирован факультет авиационных и космических систем

новая дискуссия Новость  389

«Последнее прощай» украинскому космосу
В Киевском политехе, который нынче называется Национальным техническим университетом имени Игоря Сикорского, по решению ректора и административного совета закрыт факультет авиационных и космических систем (ФАКС). Это был единственный на Украине факультет, выпускавший специалистов авиационно-космической отрасли. Студентами ФАКС были более 500 человек, в том числе более 50 иностранцев. Доход факультета составлял примерно $250 тысяч в год.

Чем занимались выпускники ФАКС:


– строили самолёты в «Антонове» (после государственного переворота 2014 года предприятие не в состоянии наладить серийный выпуск самолётов без российских комплектующих, на их замещение украинскими требуется не менее двух лет при условии финансового участия государства в программе импортозамещения, но государственная поддержка полностью отсутствует с 2010 года);

– создавали оптику для космонавтики на заводе «Арсенал», от которого ныне осталось только конструкторское бюро, переименованное в казённое предприятие специального приборостроения «Арсенал» и имеющее очень скромные доходы;

– разрабатывали ракеты класса «воздух – воздух» и авиационные приборы на заводе имени Артёма, который в настоящее время на фоне остальных предприятий отрасли выглядит наиболее успешным: если в начале 2014 года долги по заработной плате работникам превышали 14 млн гривен (на то время чуть меньше $2 млн), а предприятию приходилось отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска из-за отсутствия госзаказов, то по мере того, как разгорался вооружённый конфликт на Востоке Украины, завод стал получать заказы на производство корпусов для артиллерийских снарядов с калибром 152 мм, а в настоящее время там идёт подготовка к серийному производству комплексов активной защиты «Шершень» и «Заслон» для Турции;

– разрабатывали космическую технику в КБ «Южное» при Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, ещё не так давно претендовавшем на звание мирового лидера в области ракетостроения. Сегодня завод работает три дня в неделю, работники получают мизерную зарплату, а специалисты массами уезжают в Россию и в Европу. Накануне Дня космонавтики работники Южмаша обратились к правительству с призывом спасти космическую отрасль Украины, но вряд ли Украине нужен космос;

– создавали двигатели для самолётов и вертолётов на АО «Мотор Сич», 55% акций которого сегодня принадлежит Китаю, а 17% – Панаме. Завод «Мотор Сич» также можно назвать успешным по нынешним меркам: украинские СМИ наперебой пишут о создании на заводе нового вертолёта «Надежда», который 16 апреля прошёл лётные испытания. Впрочем, вертолёт этот не то чтобы совсем новый, а модернизированный советско-польский вертолёт Ми-2 образца 1960-х годов. Предприятие также занимается модернизацией советского «кукурузника» АН-2 образца 1940-х годов;

– выпускали пассажирские и военные самолёты на Харьковском авиационном заводе, который сегодня является самым крупным должником по зарплате в стране – он должен своим работникам более 74 млн гривен (около $3 млн). Чтобы как-то свести концы с концами собирается наладить производство пластиковых окон, ведь за последние пять лет предприятие не выпустило ни одного самолёта. А погасить задолженность по зарплате завод обещает не ранее 2023 года;

– создавали системы управления ракетно-космической техникой на заводе «Хартрон», который сегодня гордится разработкой «конструкторско-технологической документации, на основе которой изготовлены и установлены на вокзалах ЮЖД информационные табло». Завод сегодня знаменит не столько своими разработками, сколько скандалами, связанными с арестом контрольного пакета акций хозяйственным судом Киева;

– принимали участие в разработке программного обеспечения центров управления полётом (ЦУП) спутников на предприятии «Днепрокосмос», который нынче оказался в «расстрельном» списке Минэкономразвития из 1255 предприятий, регламентирующем их продажу, аренду или ликвидацию; 

– выпускали космическую аппаратуру на предприятии «Киевприбор», которое сегодня переориентировалось на «земные» проблемы: занимается производством приборов для электроэнергетики и товаров народного потребления, благодаря чему не является убыточным, как другие предприятия космической отрасли. Что же касается единственного украинского спутника «Лыбидь», запуск которого намечался ещё в 2011 году, то судьба его пока под большим вопросом – по крайней мере в этом году его запуск вряд ли состоится из-за отсутствия ракеты-носителя «Зенит». Эти ракеты производил Южмаш, но на 70% «Зенит» состоит из российских комплектующих, включая двигатель первой ступени. Вот такая «зрада» кругом. Сам спутник хранится в Красноярске (Россия), но ещё в 2016 году российская сторона уведомила Украину о скором истечении двухгодичного гарантийного срока хранения, после которого необходима замена части оборудования. Остаётся только добавить, что $8 млн, выделенных на спутник, бесследно исчезли в кипрских офшорах. При таком подходе вопрос о спросе на специалистов авиационных и космических систем отпадает сам собой.

«Связался с руководством КПИ, чтобы понять, почему правительство решило закрыть единственный в Украине факультет авиационных и космических систем. В университете объясняют: нет достаточного количества желающих там учиться и нет государственного заказа. Честно говоря, я даже не удивляюсь. Вот вы попробуйте сегодня поступить на такой факультет, проучиться там несколько лет, а потом найти работу по специальности в нашей стране. Ну куда вы после этого пойдёте работать? В лучшем случае уедете за границу пахать на другое государство. Потому что наша космическая отрасль вообще не развивается. И давайте не будем обманывать себя по этому поводу.

После закрытия факультета, не исключено, уедут и преподаватели. И вот теперь можно говорить об отсутствии даже малейших перспектив развития космической отрасли. При этом мне так странно, как из года в год первые лица государства повторяют пассажи, что Украина – космическая держава. Не знаю, в каких реалиях они живут. Но настоящие реалии – это та ситуация с закрытием единственного факультета. Украина не имеет права так бездарно закончить свою космическую историю!» – возмущается украинский политик Роман Бессмертный.

Увы, Украина уже закончила свою космическую историю. «Ликвидировали единственный факультет, который выпускал специалистов этой отрасли. А и правда, нечего жителям аграрной страны смотреть на звездное небо и мечтать о космосе», – пишет на своей странице в Facebook депутат Андрей Павловский.

В марте этого года в Киеве закрыли и известный физико-математический лицей № 142, который и находился буквально рядом с ФАКС, в том же «политехническом городке». «Наш дорогой лицей № 142 был признан аварийным. Детей перевели на дистанционное обучение, а фактически выбросили на улицу. А учителя должны настраивать процесс, находясь в аварийной постройке. На сегодня помещения, где дети могут продолжить учебный процесс, нет. Сроков завершения реконструкции тоже нет. Средств на реконструкцию тоже нет», – рассказывает мать одного из учеников Ольга Гальчинская на своей странице в социальной сети Facebook.

Пройдёт ещё лет двадцать, и новое поколение украинцев будет смотреть на звёздное небо над полями рапса, даже не догадываясь о том, что к звёздам можно было бы полететь.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +1.68 / 41
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  grizzly ( Профессионал )
20 апр 2018 23:23:05

Развалинами рейхстага удовлетворен (С)
В 94 ввиду отсутствия профильных преподавательских кадров администрация КПИ всячески заманивала что-нибудь там читать сотрудников НИИ Проблем Механики (в т.ч. и меня). 
А Андрийко пускай покойному папане спасибо скажет, за то, что оборвал все связи с "Лавкой"
  • +2.30 / 40
  • АУ
 
  PhoenixKom ( Слушатель )
21 апр 2018 10:06:20

После 5-10 лет работы по специальности (самые умные делали это сразу после выпуска) подавали вакансии в компанию, в которой я работаю, на должность Junior/Trainee manual QA. Сам собеседовал и был в шоке.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  _taras_ ( Слушатель )
21 апр 2018 10:27:14

У меня ребенок закончила этот факультет. В последнем выпуске было два краснодипломника - дочка и ее подруга. Обе хотели пойти работать на Антонова. Но им говорили сначала закончите обучение, а затем возьмем на работу... Они и знакомства там позаводили и звонили периодически... Их после получения диплома полгода кормили обещаниями, а затем тупо послали.
Подруга пошла работать в область общего машиностроения, а дочка в конторку по специальности.
  • +1.10 / 17
  • АУ
 
 
  завхоз ( Практикант )
21 апр 2018 15:00:14

А и зря.
Пока МОЛОД надо ехать в Россию.
Это даже не обсуждается.
Причем не в Москву а на ДВ.
Комсомольск-на-Амуре.
А уж потом в Сочи на дембель
Подмигивающий
Крутой
  • +0.16 / 9
  • АУ