Законодатели хотят выделить квоты для изучения предметов на языках национальных меньшинств. Более того – поделить языки нацменьшиств на привилегированные и не очень.
Так, для нацменьшинств, чьим языком является один из языков Евросоюза (на сегодня в Европейском союзе насчитывается 23 официальных языка: английский, болгарский, венгерский, голландский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латвийский, литовский, мальтийский, немецкий, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский и эстонский), квота на родной язык в старшей школе составит до 40%.
Для остальных национальных меньшинств, например, русскоязычных, аналогичная квота составит только 20%.
Таким образом, например, в старшей школе, венгры и румыны смогут изучать на родном языке 40% предметов, а русские, которых в стране гораздо больше (а русскоязычных – еще больше) – только 20%.
Послабление будет сделано лишь для начальной школы, где на родном языке для всех нацменьшинств будут преподавать 80% предметов.
Для обучения на родном языке будут создаваться отдельные классы. О целых школах для нацменьшинств, находящихся в коммунальном подчинении, речи больше не идет.
"Мало того, что право обучения на родном языке входит в базовые права человека, утвержденные ООН. Так еще, внося такой закон, они открытым текстом признают, что не хотят защищать украинский язык, а хотят попросту изжить русский! Перечеркнуть вековые, сложившиеся исторически, традиции. Снос памятников, отмена праздников, фальсификация истории, борьба с православной церковью, уничтожение языка – все эти действия власти по указке извне ведут к окончательному расколу страны", – пишет на этот счет на своей странице в Facebook нардеп Сергей Ларин (Оппозиционный блок).
При этом частным школам, которые обучают за средства физлиц или юрлиц, позволяется свободно выбирать язык учебного процесса, но при этом обеспечить овладение учениками украинским языком в соответствии с госстандартами.
Таким образом, теоретически, если проект будет принят в нынешнем виде, национальные меньшинства смогут открывать частные школы и обучать там учеников на родном языке, но платно.
Однако на практике возникнут сложности как с выбором помещения для школы, получением лицензии на образовательную деятельность, так и с реализацией закрепленного Конституцией принципа получения бесплатного образования – те, кому платные школы окажутся не по карману, будут вынуждены учиться в коммунальных, где, в лучшем случае, для нацменьшинств будут действовать языковые квоты.
Согласно проекту, в Украине окончательно закрепляется трехуровневая система общего среднего образования: начальное образование должно приобретаться в течение четырех лет (1-4 классы), базовое среднее образование – в течение пяти лет (5-9 классы), а профильное – в течение трех лет (10-12 классы).
В начальную школу зачисление детей на конкурсной основе запрещается, зато зачисление в старшую профильную школу будет осуществляться на основании годового оценивания результатов их обучения и государственной итоговой аттестации.
Закон предполагает новации и в выборе руководства школы. После его вступления в силу на должность директора будет проводиться конкурс. К руководителю учреждения образования выдвигаются требования свободно владеть украинским языком, иметь высшее образование не ниже магистра, стаж педработы не менее трех лет, организаторские способности, и не быть ранее осужденным. Контракты с директорами будут подписывать на шесть лет, а для тех, кто избирается впервые – на два года. Избираться директором школы можно будет не более чем два раза подряд. Но эта новация не коснется сельских школ, где директором можно будет избираться неограниченное количество раз.
Проект касается также условий труда учителей пенсионного возраста. Так, предполагается, что с ними будут заключать одногодичные контракты и в случае необходимости продлевать их.
С одной стороны, предпочтение будет отдаваться молодым учителям – ежегодно педвузы выпускают десятки тысяч педагогов. С другой стороны, нет гарантий, что молодой специалист, только-только вышедший за порог вуза, сможет, во-первых, дать детям качественное образование, а во-вторых, вообще продержаться в системе образования хоть несколько лет.
"У нас после первого класса уходит классный руководитель, – рассказывает "Стране" мама ученика 130-й школы в Киеве. – Нашей учительнице всего 19 лет. Дети ее очень любят, но, кажется, она поняла, что в школе ей не место. Не представляю, как отреагируют наши дети, когда об этом узнают, для них ведь первая учительница – самая главная".
Есть и еще одна проблема – низкая пенсия педработников.
"У меня сорок лет педагогического стажа, высшая категория. Пенсия 2000 гривен. Как я буду на них жить, если меня завтра уволят из школы? Мой предмет не востребован в репетиторстве", – говорит "Стране" учитель зарубежной литературы Елена Алексеевна. И несмотря на то, что педагога любит не одно поколение выпускников, а сама учитель активно использует современные технологии на уроках, проблема, о которой она говорит, действительно стоит остро – в Украине, по оценкам МОН, до 20% педсостава – пенсионного возраста.
ссылка