Фото: © GLOBAL LOOK press/Oliver Contreras
22 мая президент США Дональд Трамп встретился с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином для обсуждения вопросов денуклеаризации КНДР. За отказ от ядерного оружия американский президент пообещал Пхеньяну «
очень большие суммы денег» от США, Южной Кореи, Китая и Японии. Однако эксперты считают, что подобные обещания голословны и Северная Корея не согласится на «
полную капитуляцию» в обмен на инвестиции и технологии.
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Евгений Ким сообщил, что американцы говорили о планах инвестировать в северокорейскую экономику еще 10-15 лет назад. Южная Корея, по его словам, еще во времена президента Ли Мен Бака (возглавлял страну с 2008-го по 2013 год) заявляла, что «
создала фонд помощи Северной Корее на сумму чуть ли не в 40 миллиардов долларов и готова финансировать Пхеньян, если он откажется от ядерного оружия».
Российский ученый-кореевед, кандидат исторических наук и сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов отметил: США хотят, чтобы Пхеньян сначала полностью отказался от ядерного оружия, что является главным условием для инвестиций США в Северную Корею. Однако, как подчеркнул эксперт, «
у Пхеньяна есть вполне резонные основания на это не «
вестись»
, потому что слишком часто бывали ситуации, когда происходит разоружение, а потом условия сделки оказываются пересмотрены».
Евгений Ким в свою очередь напомнил о Ливии и Иране в контексте исполнения требований Вашингтона: «
Иранцы поверили американцам, а Трамп сказал, что ему не нравится ядерное соглашение, и вышел из договора. Так же, как в свое время Каддафи заявил, что не будет создавать ядерное оружие, западные страны его похвалили, посулили сотрудничество с Ливией, а через несколько лет его взяли и убили».По мнению эксперта, Северная Корея выступает за денуклеаризацию, как и все остальные страны, и готова отказаться от ядерного оружия, но только если это будет поэтапно и взаимно. «
Американцы должны дать гарантии, что потом не откажутся от подписанного договора», — заявил эксперт.
Что касается предстоящего саммита с участием США и Северной Кореи, запланированного на 12 июня в Сингапуре, —Константин Асмолов отметил, что Трампу было бы интересно встретиться с Ким Чен Ыном, но проблема в том, что
«американский лидер должен будет представить капитуляцию Пхеньяна или то, что он «продаст» как капитуляцию, а это вряд ли получится». По его мнению,
«американцы приняли северокорейскую вежливость за готовность сдаться».
Евгений Ким утверждает, что Северная Корея хочет, чтобы саммит состоялся, и демонстрирует готовность. В качестве доказательства эксперт приводит прекращение Пхеньяном ядерных и ракетных испытаний и ликвидацию ядерного полигона. Кроме того, он добавил, что месяц назад в своей новой стратегии Пхеньян заявил о политической ориентации страны на сильную экономику.
После успешного визита Ким Чен Ына в Южную Корею, подписания совместной декларации, заявляющей о желании установить мир на Корейском полуострове, а также визитов северокорейского лидера в КНР и смягчения его риторики в адрес США, началась подготовка к «исторической» встрече Дональда Трампа и Ким Чен Ына, запланированной на 12 июня.
Однако американо-южнокорейские военно-воздушные учения Max Thunder вызвали протесты со стороны руководства Северной Кореи и повлекли за собой отмену запланированных на 16 мая переговоров между Пхеньяном и Сеулом. На этом фоне под угрозой оказался и американо-северокорейский саммит. Пока не сообщается, состоится ли встреча лидеров, но, по словам госсекретаря США, подготовка проводится до сих пор.
Ссылка