Цитата: ЗлойБарсик от 04.06.2018 21:34:09Это не "преодоление звукового барьера (собственно, и барьера-то никакого не существует), а визуализация скачков уплотнения воздуха при прохождении самолетом области повышенной влажности. Скорость, судя по картинке - или большой дозвук или трансзвук. Хотя летать на такой высоте на трансе не стал бы ни один сумасшедший - так что, скорее дозвук, порядка 900км/ч. При этом уже вполне видны локальные скачки уплотнения.
Из воспоминаний летчика Ту-22 Сергея Борисовича Бутковского
отсюдаПо просьбе конструктора
Я уже рассказал о случае «воздушного хулиганства» по просьбе техников в Шяуляе. Я бы даже сказал, что это было не воздушное хулиганство, а просто максимально-возможное использование возможностей самолёта ТУ-22, которые в обычных полковых полётах нам не разрешалось делать. А здесь была командировка, где никто меня не мог контролировать и я не боялся «наказания».
Сейчас я расскажу о подобном использовании возможностей самолёта в подобной же «командировочной» обстановке. Итак, летом 1979 г наш экипаж откомандировали на военый испытательный аэродром Кировское (Крым).
Там испытывалось всевозможное авиационное оружие. И вот проходили испытания какой-то новейшей торпеды. Её пускали с подводных лодок, кораблей, сбрасывали со всего диапазона скоростей и высот ТУ-16, и конструкторам нужно было знать, а можно ли её сбросить на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях с предельно-малых высот.!? Самолёта, способного бросать их на таких режимах, в Кировском не было и они обратились в ВВС ЧФ, а те в 30й полк, (Саки). Командир направил наш экипаж.
Задачу ставили штурман и командир полка Кировского. Броски на сверхзвуке отставили из-за ограничений самолёта. Задачу поставили так: бросать серию торпед на малых и предельно малых высотах (400, 300, 200 и 100 м) и скорости 960 км.час (это ограничение приборной скорости у земли), т.к. не было ясности, успеют ли распуститься парашюты, сумеют ли затормозить до нужной скорости и как это будет.
Для контроля роспуска на передней стенке бортовых люков установили скоростные кинокамеры. Кстати, парашюты у торпед совсем не такие, как на авиационных минах, а очень маленькие, почти как вытяжные, так как торпеды должны приводняться почти в горизонтальном положении с большой продольной скоростью (мы видели эти торпеды и парашюты, когда проходили над торпедоловом в режиме ожидания, когда их выловят, осмотрят и дадут добро на следующий сброс).
Как торпеды должны двигаться дальше, после роспуска (как отскакивающий от воды голыш, или заныривать под воду) нам не разъясняли. Вешали по две штуки на вылет. При подвеске самолёт окружали ширмой, нас не подпускали, а пускали только после закрытия люков. Нормально сбросили с 400 и с 300 м. Перед вылетом для сброса 2х штук с 200 м (предпоследний полёт) ведущий конструктор отвёл меня в сторону и сказал, что они видели проходы ТУ-16 на предельно-малой высоте, а вот ТУ-22не видели вообще, и он «очень просил» меня пройти поближе (бросали мы на удалении 400-500 м от торпедолова, т.к. с него тоже снимали на кинокамеры) и пониже...
Я также понял из его намёков, что они снимали эти проходы на свои фотоаппараты и вроде хотят опять снимать. Я пообещал выполнить его просьбу. Экипажу я всё рассказал и попросил на дополнительном проходе ничего не говорить по СПУ
4... Это – преамбула. Сейчас – амбула.
Сбросили поочерёдно 2 штуки, и я отошёл подальше, чем обычно, чтобы малость "подготовиться" и не спеша снизиться. Выключил задатчик опасной высоты РВ-УМ
5, чтоб во-первых, не мешал своим зуммером, а во-вторых, не «компрометировал», триммер стабилизатора отработал чуть-чуть на кабрирование и начал разворот на боевой, после него стал снижаться... До какой высоты снизился точно не скажу, но меньше 25 м...
Взял прямо на нос торпедолова, а это ещё метра 4-5 над водой. Скорость всё та же 960, при подходе к самотопу разжёг форсажи (он ничего не говорил об этом, но я решил сделать «сюрприз»)... Тут надо было быть очень внимательным, т.к. «клевок вниз», который на других высотах не опасен, здесь очень опасен, вода то вот она, несётся рядом... Перед выходом на него даю обоим Полный форсаж и энергично штурвал вместе с триммирующим стабилизатора на себя до тангажа примерно 45 град (на этом угле заметил вертикальную скорость – 150 м.с.)... Далее уменьшение угла, спокойный полёт, уход на точку и... очередная встреча с конструктором и его группой (через два часа.., пока они с самотопа прибудут)...
И вот выходят с автобуса и бегут ко мне.., все что-то кричат, руками машут, какие-то сильно вздрюченые... Вобщем, отводит меня опять ведущий и говорит: «Первый раз в жизни я так испугался, что натурально чуть в штаны не наложил»! Дальше - его рассказ.
«Когда ты отошёл подальше и начал разворот на нас, я крикнул всем своим и морякам, что сейчас ещё будет один заход! Все не спеша снова высыпали на палубу (небось не первый раз проходят над нами, ничего особенного), приготовили свои фотики, ждём, точка приближается бесшумно.!? Также бесшумно самолёт стал увеличиваться и вдруг - как ахнет...!!! Как будто бомба взорвалась над нами!!!
Мы все упали на палубу, а я поймал себя на том, что судорожно скребу ногтями здоровые заклёпки какого-то люка...
Нас обдало чем-то горячим вместе с водяной пылью (оказывается за самолётом шёл какой-то водяной бурун). Я лежал и думал.., как же было страшно вьетнамцам, когда на них пикировал Фантом с бомбами, тут и без бомб-то страшно... Потом все начали понемногу подниматься и...все дружно стали крыть меня матом, за то, что я не предупредил, что будет – ТАК СТРАШНО!!! (а я и сам не знал этого и не думал, что между подобными проходами Ту-16го и Ту-22го может быть не просто разница, а – пропасть!)...
Многие пытались и не могли прикурить, у них тряслись руки, при этом они всё время продолжали материть меня, кто-то, как оказалось реально наложил в штаны (это выяснилось позже). Самого прохода никто снять не сумел или не успел... А руки у меня трясутся до сих пор...В общем, больше ТАКОГО ПРОХОДА не делай.., достаточно.., моряки меня вообще убьют тогда, да и нервную систему ты нам повредил сильно, прийти в себя до сих пор не можем»...
Всё это в той или иной форме услышали и штурман (капитан Байбурин) и оператор (капитан Кордюков) от группы ведущего конструктора. Добавлю, что сам я лично таких проходов Ту-22 никогда со стороны не наблюдал, но после их очень эмоционального рассказа понял, что ЭТО – ВПЕЧАТЛЯЕТ!!!