Ледовый трамвай в Петербурге

Ветка: История России в фотографиях

  зарун ( Слушатель )
09 июн 2018 в 18:41
Зимой 1894 года на льду Невы появились первые пассажирские вагоны. Они ходили по четырём маршрутам. Сначала это было своеобразным аттракционом: вагоны под действием силы тяжести двигались по наклонно уложенным рельсам с котильевского острова на Сенатскую площадь и обратно. Но уже через год на смену миниатюрным открытым вагонам пришёл настоящий трамвай на электрической тяге, который горожане сразу назвали "ледовый трамвай" 

Ледовый трамвай - самый популярный питерский транспорт конца 19-го века. 

Новый вид транспорта приобрёл огромную популярность. Проезд стоил всего 3 копейки, да и к тому же в сравнении с санями, на которых петербуржцы традиционно пересекали Неву, на трамвае сделать это было и проще, и быстрее. «Ледовый трамвай» развивал скорость до 20 км\ч, и одновременно в него помещались 20 человек. 

Курсировал «ледовый трамвай» до зимы 1911 года, хотя к тому времени в городе уже появился его «сухопутный» собрат.




  • +0.15 / 9
    • 8
    • 1

Ответы (15)

Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: зарун от 09.06.2018 18:41:51Сначала это было своеобразным аттракционом: вагоны под действием силы тяжести двигались по наклонно уложенным рельсам с котильевского острова на Сенатскую площадь и обратно.
Как это? За счет чего создавался уклон на льду? И как вагон двигался в противоположненную сторону, его поднимали?

  • +0.05 / 2
    • 2
Sewer Endemic
 
Россия
Москва
46 лет
Слушатель
Карма: +102.98
Регистрация: 05.08.2009
Сообщений: 2,988
Читатели: 1
Цитата: Пикейный жилет от 14.06.2018 16:08:20Как это? За счет чего создавался уклон на льду? И как вагон двигался в противоположненную сторону, его поднимали?
Предполагаю, что профиль пути там был U-образный, при этом, конечная была ближе ко льду и несколько ниже станции отправления. Вот перед отправкой вагон таки затягивали выше на берег. А потом отпускали - и после "гравитационного манёвра" вагон чисто по инерции преодолевал горизонтальный участок на льду. С противоположной стороны ситуация зеркально повторялась. Высадили пассажиров, затянули вагон повыше, посадили пассажиров, отпустили в "свободный полёт".Подмигивающий

  • +0.02 / 1
    • 1
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: Sewer Endemic от 14.06.2018 22:23:54Предполагаю, что профиль пути там был U-образный, при этом, конечная была ближе ко льду и несколько ниже станции отправления. Вот перед отправкой вагон таки затягивали выше на берег. А потом отпускали - и после "гравитационного манёвра" вагон чисто по инерции преодолевал горизонтальный участок на льду. С противоположной стороны ситуация зеркально повторялась. Высадили пассажиров, затянули вагон повыше, посадили пассажиров, отпустили в "свободный полёт".Подмигивающий
Порылся в интернете, не нашел ничего подобного, ни чертежей ни фотографий. Расстояние там приличное для прохождения этой дистанции по инерции, да и запаса высоты соответствующей не наблюдается. По моему вымысел для красного словца, но можно попробовать найти ответ в музее электрического транспорта на Среднем проспекте дом 77. Ну это задание для питерцев. А вот интересное решение фуникулера на гору без электрической тяги видел в Португалии в Браге. Два связанных между собой тросами вагончика с объемной емкостью под вагоном для воды. Наверху емкость заливают водой и вагончик под тяжестью людей и воды съезжает вниз вытягивая другой с людьми снизу наверх. Внизу воду сливают. А верхний опять наполняют водой.

  • +0.09 / 4
    • 4
Sewer Endemic
 
Россия
Москва
46 лет
Слушатель
Карма: +102.98
Регистрация: 05.08.2009
Сообщений: 2,988
Читатели: 1
Цитата: Пикейный жилет от 15.06.2018 00:06:10Порылся в интернете, не нашел ничего подобного, ни чертежей ни фотографий. Расстояние там приличное для прохождения этой дистанции по инерции, да и запаса высоты соответствующей не наблюдается. По моему вымысел для красного словца, ...
Ну, я тоже немного порылся. Похоже, все упоминания про движение по инерции имеют один единый источник, т.к. все эти статьи как под копирку, и текст, и фотографии. Так что, вполне может быть, какой-то журналист и создал "городскую легенду"Подмигивающий

  • +0.06 / 3
    • 3
зарун
 
Россия
Санкт-Петербург
Слушатель
Карма: +340.76
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 13,534
Читатели: 7
Цитата: Sewer Endemic от 15.06.2018 00:27:39Ну, я тоже немного порылся. Похоже, все упоминания про движение по инерции имеют один единый источник, т.к. все эти статьи как под копирку, и текст, и фотографии. Так что, вполне может быть, какой-то журналист и создал "городскую легенду"Подмигивающий
Сайт администрации Санкт-Петербурга

В музее городского электротранспорта открылась уникальная выставка, посвящённая 120-летию ледового трамвая
Первые вагоны с пассажирами  появились на льду Невы зимой 1894 года, и ходили они по  четырем маршрутам. Сначала это напоминало аттракцион «американские горки»:  вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно.
https://www.gov.spb.…ews/59345/

  • +0.06 / 6
    • 4
    • 2
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: зарун от 16.06.2018 06:32:16Сайт администрации Санкт-Петербурга

В музее городского электротранспорта открылась уникальная выставка, посвящённая 120-летию ледового трамвая
Первые вагоны с пассажирами  появились на льду Невы зимой 1894 года, и ходили они по  четырем маршрутам. Сначала это напоминало аттракцион «американские горки»:  вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно.
https://www.gov.spb.…ews/59345/
Не. Вам в музей надо идти. Прояснить вопрос до конца. По инерции такое расстояние не преодолеть, или надо строить американские горки.
Хотя ладно. В июле буду в Питере, сам схожу.Улыбающийся

  • +0.02 / 1
    • 1
normalized_
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +90.60
Регистрация: 07.06.2016
Сообщений: 5,202
Читатели: 17
Цитата: Пикейный жилет от 16.06.2018 16:05:35Не. Вам в музей надо идти. Прояснить вопрос до конца. По инерции такое расстояние не преодолеть, или надо строить американские горки.
Хотя ладно. В июле буду в Питере, сам схожу.Улыбающийся
Дык, зимой же надо, когда лед, а не в июле...Улыбающийся

  • +0.09 / 3
    • 3
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: normalized_ от 16.06.2018 16:09:53Дык, зимой же надо, когда лед, а не в июле...Улыбающийся
Так я не на ледовый трамвай, я в музей...Улыбающийся

  • +0.05 / 3
    • 3
Dobryаk
 
Италия
Лукка
78 лет
Слушатель
Карма: +1,258.55
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,978
Читатели: 85

Аккаунт заблокирован
Цитата: Пикейный жилет от 16.06.2018 16:05:35Не. Вам в музей надо идти. Прояснить вопрос до конца. По инерции такое расстояние не преодолеть, или надо строить американские горки.
Хотя ладно. В июле буду в Питере, сам схожу.Улыбающийся
А висящие на фото провода и пантографы на трамваях ни на что не намекают?
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970

  • +0.00 / 0
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: Dobryаk от 17.06.2018 07:28:21А висящие на фото провода и пантографы на трамваях ни на что не намекают?
Добрый день.
Намекают.
Провода и пантографы на трамваях намекают, что Вы пропустили о чем идет речь.
Рассказывают, что до того, как поставили провода, вагоны запускали по рельсам уложенным с уклоном и они двигались под силой собственной тяжести.
Вот попробуйте представить какой запас высоты нужен, чтобы вагоны проехали расстояние через Неву до сенатской площади и конструкцию, которая поднимала эти вагоны вверх, чтобы отправить их в обратную сторону, а также всю конструкцию на льду для создания уклона через  Неву. Хотелось бы на это посмотреть.

  • +0.00 / 0
Сообщение № 4924859
Dobryаk
 
Италия
Лукка
78 лет
Слушатель
Карма: +1,258.55
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,978
Читатели: 85

Аккаунт заблокирован
Цитата: Пикейный жилет от 17.06.2018 11:55:11Добрый день.
Намекают.
Провода и пантографы на трамваях намекают, что Вы пропустили о чем идет речь.
Рассказывают, что до того, как поставили провода, вагоны запускали по рельсам уложенным с уклоном и они двигались под силой собственной тяжести.
Вот попробуйте представить какой запас высоты нужен, чтобы вагоны проехали расстояние через Неву до сенатской площади и конструкцию, которая поднимала эти вагоны вверх, чтобы отправить их в обратную сторону, а также всю конструкцию на льду для создания уклона через  Неву. Хотелось бы на это посмотреть.
Ответ простой: это сказка.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970

  • +0.02 / 1
    • 1
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +59.66
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,968
Читатели: 2
Цитата: Dobryаk от 17.06.2018 13:45:41Ответ простой: это сказка.
Вот и я так думаю, но эта сказка кочует по всем упоминаниям о ледовом трамвае.

  • +0.00 / 0
Цитата: Dobryаk от 17.06.2018 13:45:41Ответ простой: это сказка.

В первых числах января текущего года в Петербурге открылось устроенное Обществом финляндского летнего пароходства рельсовое сообщение через Неву от здания Сената до набережной Васильевского острова. Этот путь сооружен по образцу так называемых американских гор, которые около двух лет тому назад появились в увеселительных садах нашей столицы. Новый способ передвижения через Неву таким образом является довольно оригинальным. По обеим сторонам Невы, у Сената и у Румянцевского сквера на двадцатифутовой высоте от общего уровня возвышаются два обширных павильона, из которых под небольшим уклоном идут на противоположную сторону рельсовые горы, установленные на рамочных мостках. В движении находятся пять небольших вагонеток, рассчитанных на 20 мест с платою по 2 копейки за каждое. Вагончики катятся быстро и по желанию могут быть моментально остановлены, так как снабжены хорошими тормозами. Крушений по дороге быть также не может, ибо у колес устроены особые предохранительные дуги". ("Всемирная иллюстрация", 1894 г.)
Скрытый текст
Отредактировано: Коллекционер мыслей - 18 июн 2018 в 23:57

  • +0.13 / 7
    • 6
    • 1
Dobryаk
 
Италия
Лукка
78 лет
Слушатель
Карма: +1,258.55
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,978
Читатели: 85

Аккаунт заблокирован
Цитата: Коллекционер мыслей от 18.06.2018 23:52:58
В первых числах января текущего года в Петербурге открылось устроенное Обществом финляндского летнего пароходства рельсовое сообщение через Неву от здания Сената до набережной Васильевского острова. Этот путь сооружен по образцу так называемых американских гор, которые около двух лет тому назад появились в увеселительных садах нашей столицы. Новый способ передвижения через Неву таким образом является довольно оригинальным. По обеим сторонам Невы, у Сената и у Румянцевского сквера на двадцатифутовой высоте от общего уровня возвышаются два обширных павильона, из которых под небольшим уклоном идут на противоположную сторону рельсовые горы, установленные на рамочных мостках. В движении находятся пять небольших вагонеток, рассчитанных на 20 мест с платою по 2 копейки за каждое. Вагончики катятся быстро и по желанию могут быть моментально остановлены, так как снабжены хорошими тормозами. Крушений по дороге быть также не может, ибо у колес устроены особые предохранительные дуги". ("Всемирная иллюстрация", 1894 г.)
Скрытый текст
Спасибо!  Внесли ясность. 
Т.е., эти американские горки и трамвай на льду — это две разные сущности.  
Законов трения никто не отменял, так что в конце по обе стороны эту вагонетку надо было вверх затаскивать механически.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970

  • +0.08 / 3
    • 3
зарун
 
Россия
Санкт-Петербург
Слушатель
Карма: +340.76
Регистрация: 23.08.2012
Сообщений: 13,534
Читатели: 7
Цитата: зарун от 09.06.2018 18:41:51Зимой 1894 года на льду Невы появились первые пассажирские вагоны. Они ходили по четырём маршрутам.
Скрытый текст
Ледовые трамваи были и в других городах России.
Нижний Новгород
Трамвай идет через Оку. На заднем плане - собор Александра Невского



Архангельск


  • +0.04 / 2
    • 2